Аргументы Недели → Диалог поколений № 16(457) от 7.05.2015

Военное детство Васи Чехова

, 20:55

Диалог поколений – это искренний разговор о войне между молодёжью и ветеранами. Между людьми, которые
только познают жизнь, и участниками героических событий.

«АН» собирают истории фронтовиков и очевидцев войны с 2010 года. Их можно найти на сайте проекта www.dialog-pokoleniy.ru.

В этом номере мы публикуем материалы, подготовленные студенткой 1-го курса МФЮА Алёной Хайретдиновой.

Мы практически ничего не знаем о войне. Мы – другое поколение, которое, к счастью, отделено многими годами от этой боли, потерь, от огня и страха. К счастью. Но в этом и беда: не зная, что такое война, мы не умеем по-настоящему ценить мир. Мы легко бросаемся словами, легко обещаем «убить» обидчика… просто потому, что в полной мере не понимаем, о чём говорим. Сегодня очень важно перенестись назад, на 70–75 лет, и окунуться в то время, чтобы понять. Чтобы стать настоящими людьми, способными на поступок, на героизм – как те военные герои.

Я встретилась с человеком, который пережил войну. Это учитель русского языка и литературы Василий Артёмович Чехов. И хотя он уже давно не преподаёт, помнит всё: от грамматических правил и великих произведений до событий огненных лет, когда он был четырнадцатилетним мальчишкой. В детстве он жил в Херсонской области, в селе Отрада. Село было очень большим – около 680 дворов. Его оккупировали фашисты. Всё происходило на глазах подростка: «Слышим: топот копыт и тысячи ног. С запада надвигается столб пыли. Мы догадались: наши бегут, наши солдаты. Влетели на центральную улицу. Паника. Бегут и военные, и штатские. Пытаются выбраться к востоку. Немцы на подходе к селу разделились, зашли с двух сторон: хотели окружить, забрать в плен солдат. Практически сомкнули кольцо. Наши отчаянно вырываются вперёд и... Свободны! Успели! Пробились к своим.

Фашисты заняли село. На улице протолкнуться невозможно: все мечутся, пытаются скрыться от врага. А скрыться негде, ведь жили мы в мазанках. Это глиняные дома с соломенной или камышовой крышей, там ни подпола, ни чердака. Мне было очень страшно. Конечно, мальчишка ведь совсем. Я сбежал и спрятался за селом в лесополосе, в кустах колючей акации.

Стало темнеть. Слышу: голоса не наши. Лопочут что-то непонятное. Немцы, значит. Но делать нечего, нужно возвращаться: дома мать-инвалид да две сестрёнки младшие остались. Отец и старший брат – на войне. Второй брат, Иван, в Караганде, шахтёром... А немцы грабят деревню, убивают скот, птицу... Страшно. Рассказывали, что в соседнем селе убили всех мальчишек, когда кто-то протянул через поле проволоку: немцы на мотоциклах ехали, и один из них перелетел через неё...»

Он ещё много рассказывал, вспоминал детали. Голос его менялся: то взлетал до звона, то наливался яростью, болью, то стихал до шёпота. Особые воспоминания – о героях: «Сам я подвигов не совершал, маленьким ещё был. Помню только, раз с ребятишками поле пахали и заметили, как парашютист в воздухе появился, откуда – не знаю. Приземлился километров за восемь-девять. Мы лошадь распрягли и поскакали в сельсовет, докладывать. Нам так и не сказали, кто это был: разведчик или дезертир. Но точно знаю, им район заинтересовался...

А вот мой брат Иван стал настоящим героем. Его отправили из ремесленного училища в Караганду, на шахты, в 16 лет. Тогда нужны были рабочие добывать уголь – все поезда работали на угле, а связь с фронтом поддерживалась в основном через железную дорогу. Немцы заняли Донбасс, уголь оставался только в Караганде. Однажды случилось так, что напарник Ивана установил не все крепления на вагонетки с углём. То ли забыл, то ли не успел... А это значит, что они сорвались бы вниз и убили всех, кто работал в смене – двадцать человек. Иван был бригадиром. Когда он узнал об этом, понял, что сейчас произойдёт. Пулей помчался в шахту, спустился и успел поставить несколько креплений, но не все: одно из них сорвалось, и его придавило вагонеткой. Изуродовало лицо, выбило глаз. Но людей он спас».

Война – не только поле героев, но и время смерти и боли, беды и потерь. Она ломает всё. Она не умеет щадить, не прощает и не размышляет. Очень важно это прочувствовать и сохранить мир. Везде. А начать можно с самой маленькой единицы – с семьи. На прощание Василий Артёмович сказал, будто подводя итог и напутствуя: «Главное – всегда помнить, что потерять легко, а найти, вернуть из ниоткуда живыми тех, кто навсегда от нас ушёл, невозможно. Только так можно научиться ценить каждый день своей и чужой жизни...»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram