С 1 января 2013 года система скорой помощи в России перейдет на одноканальное финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Минздрав завершил разработку новой модели бюджетно-страхового финансирования медицинской помощи, обсуждение которой началось еще в 2007 году. Дебаты вокруг этой модели до сих пор не только не стихают, но и разгораются с новой силой.
В прошлом году доктор Леонид Рошаль даже назвал реформу системы скорой помощи «большой человеческой глупостью». Ведь медицинское сообщество восприняло принцип одноканального финансирования как попытку чиновников «снять» эту службу с бюджетного финансирования, еще больше урезать зарплаты врачей и фельдшеров и при этом увеличить их нагрузку. В свою очередь новый министр здравоохранения Вероника Скворцова на днях заявила, что все подобные страхи надуманны и что благодаря страховым взносам системы ФОМС финансовое положение службы скорой помощи только улучшится. Ведь Фонд ОМС начнет выделять деньги из расчета на пролеченного человека. Правда, единый «подушевой» норматив пока не вполне определен.
Вслед за новыми решениями Минздрава и высказываниями Вероники Скворцовой профессиональная общественность в Петербурге обсудила проблемы подготовки к одноканальному финансированию станций и отделений скорой помощи в системе ФОМС. Ассоциация руководителей скорой помощи созвала всероссийский круглый стол, участники которого попытались понять, как лучше перейти с привычной схемы бюджетного финансирования на оплату через страховые медицинские компании и фонды ОМС без потерь и ухудшения качества оказания помощи пациентам. Ведь Министерство здравоохранения, сообщив о введении одноканального финансирования из Фонда обязательного медицинского страхования, пока не издало регламентирующих документов и инструкций, а потому у профессионального сообщества появились принципиальные вопросы как к Фонду ОМС, так и к Минздраву.
Нельзя сказать, что решение об одноканальном финансировании свалилось на медицинских работников как снег на голову. В России два региона (Тюмень и Калининград) уже успели получить достаточный «пилотный» опыт в системе ФОМС. По словам Лидии Остроумовой, главного врача городской станции скорой медицинской помощи Тюмени, ее подразделение работает так с 2005 года и за минувшие шесть с лишним лет «доходы» сотрудников вовсе не уменьшились, а даже увеличились. Правда, врачи и фельдшеры стараются строго придерживаться установленных нормативов, чтобы «не работать бесплатно», хотя реально количество обращений от населения растет.
Иными словами, участники «пилотного» проекта в Тюмени оказывают скорую медицинскую помощь не всем попавшим в беду людям, а строго «по списку душ» на экстренные ситуации, на которых местный фонд ОМС выделил деньги. Как же быть с клятвой Гиппократа? Как призналась Лидия Остроумова, «лишние» звонки и звонки хронически больных людей диспетчеры стараются сразу же переключать на «неотложки». Для этого руководитель станции скорой помощи, по ее словам, както «специально» работает с поликлиниками — видимо, улаживает конфликты с главврачами этих лечебных учреждений.
Самое трудное при переходе на ФОМС, как выяснилось из рассказа Лидии Остроумовой, это идентификация пациентов. Зачастую человек, которому нужна экстренная медицинская помощь, лежит без сознания, тут не до предъявления паспорта или страхового полиса, данные записывают «со слов» родных. Кроме того, никто не отменял федеральный закон, предписывающий оказывать скорую медицинскую помощь даже тем пациентам, у кого нет страхового полиса. Как же взыскать с фонда деньги на оплату работы бригад скорой помощи? Есть два способа: рассчитать примерный объем работы на определенный период или оформить документы на оплату постфактум, то есть за реально оказанные случаи помощи.
Гостья из Тюмени с грустью отметила, что, невзирая на современные расчеты через фонд ОМС, переход на одноканальное финансирование не избавил местную скорую помощь от дефицита кадров: укомплектованность станции врачами и фельдшерами составляет около 75%. Средняя зарплата у этих медицинских работников составляет всего 29 000 рублей.
Подробный рассказ коллеги весьма озадачил не только региональных, но и петербургских докторов. Как признался корреспонденту «АН» главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Петербурга Алексей Бойков, он пока не готов ответить, как будет работать в новых условиях петербургская скорая. «Наша главная задача — сохранить высокий уровень оказания экстренной медицинской помощи, а также избежать экономических проблем при переходе на одноканальное финансирование», — подчеркнул доктор Бойков. На всякий случай он произнес дежурную фразу о том, что, дескать, ФОМС позволит повысить качество оказания помощи, потому что появится дополнительный контроль: пациенты смогут пожаловаться на плохую работу бригад в страховую компанию. Увы, в этот слабый аргумент верится с трудом. Все наши больницы и поликлиники давно работают в системе ОМС, но массовой и эффективной защиты населения страховыми компаниями у нас как не было, так и нет. Обиженные на недобросовестных врачей пациенты, как правило, ищут защиты в суде или в прокуратуре.
Кстати, не слишком радушно готовы принять скорую под свое «крыло» и представители ФОМС. Заместитель руководителя петербургского отделения Александр Кужель, участвуя в одной из дискуссий о переходе на одноканальное финансирование скорой помощи из фонда ОМС, заявил: «C моей точки зрения это решение неправильное. Однако если появился закон РФ, мы начали подготовку к его исполнению, хотя это будет сложный процесс».
Уточним, что слова г-на Кужеля о подготовке к исполнению закона следует воспринимать вполне серьезно, поскольку эта подготовка предполагает очередное изменение городского законодательства. Петербургские депутаты уже провели слушания проекта закона «Об основных принципах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге». Разработчики этого проекта учли, что в 2014 году в систему ОМС войдет не только скорая помощь, но и система оказания высокотехнологичной медицинской помощи.