Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Здоровье № 13(203) от 08.04.2010

Лекарство для человека или человек для лекарства?

, 18:19

В мире, где единственным мерилом успеха является успех финансовый, ожидать, что фармацевтических производителей интересует что-либо, кроме показателя EBITDA, наивно. И только жесточайшая конкуренция понуждает фармацевтические компании вкладываться и в научные исследования, и в продвижение. А эти удовольствия дорогого стоят и оплачиваются в конечном итоге из кармана больного потребителя или здорового налогоплательщика. Поэтому задаваться вопросом о том, как выстроен баланс между интересами человека и производителей лекарств, надо хотя бы раз в год. Например, в дни, когда в Москве готовится к открытию ежегодный Российский национальный конгресс «Человек и лекарство».

Читая программу

Грядущий конгресс - по счету семнадцатый. Не юбилейный и не пафосный, а, наоборот, какой-то очень философский и сосредоточенный на проблемах качества лечения гораздо больше, чем на лечебных свойствах отдельных лекарств. Общее настроение выплескивается в названиях отдельных докладов: «Перелом в пожилом возрасте - трагическая случайность или неизбежность?»; «Печальная мелодия смертельного квартета. Нерешенные вопросы метаболического синдрома»; «Лечим артериальную гипертензию: пациент из сказки, а лекарства из практики».

Конечно, фармацевтические компании научились прятать свои интересы за обобщающими формулировками. Пришедшему, например, на симпозиум «Лечение ишемической болезни сердца: невозможное возможно!», чтобы послушать доклад «Может ли лекарство быть лучше скальпеля?», скорее всего, доведется узнать торговую марку этого чудо-лекарства. Что делать, в борьбе за внимание врачей все способы хороши, кроме уголовно наказуемых. Ведь в цепочке «врач - пациент - лекарство - покупка - прибыль» врач - звено решающее. Но, в конце концов, продвижение через проведение клинических испытаний и организацию симпозиумов куда более достойная маркетинговая модель, нежели пресловутые медрепы с их аморальными откатами за каждую прописанную упаковку.

Не заболеть от лекарств

Изменения в мире лекарств происходят так быстро, что основоположники модного научно-методического направления «доказательная медицина» даже сформулировали установку: «прошлогодний лучший ответ - не лучший в этом году». А ведь помимо новых свойств отдельных лекарств существует проблема их взаимодействия при совместном применении. Например, после того как пожилой больной посетил кардиолога, эндокринолога, проктолога, уролога и дерматолога и вышел от них с пачкой рецептов на добрый десяток лекарств, не направить его к грамотному фармакологу - значит почти обеспечить ему еще одно заболевание, связанное уже с самими лекарствами.

И при этом в нашей стране до сих пор остается недооцененным статус врача-фармаколога. То есть специалиста, которому по должности положено отслеживать нововведения и активно участвовать в выборе средств фармакотерапии сложным пациентам с множественными патологиями. Этой проблеме на конгрессе уделено особое внимание.

Не является лекарством

Интересно, что было бы, если бы в научную программу конгресса были допущены такие спасители здоровья нации, как производители БАД. Они, наверное, программу скупали бы днями, как сейчас полосами выкупают площади в самых дорогих СМИ и часами рекламное время в прайм-тайм. В настоящее время до устроения симпозиума в честь какой-нибудь мегаполезной добавки ее производителей отделяет очень обидная малость. Та самая, которую они теперь вынуждены упоминать в каждом рекламном послании. «Не является лекарством» - и это значит, что клиническая эффективность, безопасность и качество этого продукта в соответствии с предъявляемыми к лекарствам требованиями не установлены и не контролируются. Зададимся вопросом: может ли такое средство использовать в своей практике врач? Ответ очевиден. Хотя всесильный маркетинг и тут берет свое: в научную программу нельзя, а на выставку, которая развернута тут же, очень даже можно. Не исключено, что и в отдельные доклады пробрались сведения об опытах применения БАД. Но по крайней мере внешне приличия пока соблюдаются строго.

Куда интереснее другой вопрос: почему эти очень богатые компании не переводят свои заполонившие телевизор и прессу хиты в статус лекарств? Ведь на сегодня это сущая мелочь, три миллиона рублей на все и с запасом. Если, конечно, технология производства и система контроля качества продукта действительно выдерживают жесткие требования, предъявляемые к лекарствам, что предотвращает многочисленные риски потери качества в процессе производства. Начиная от содержания активных веществ в готовом продукте и заканчивая тем, а тот ли продукт вообще лежит внутри упаковки, какой описан на этикетке. Ответ на эти вопросы, увы, совсем не очевиден.

Альтернатива

Другое дело - лекарственные средства природного происхождения. К ним вопросов нет, одни положительные эмоции. Надежное качество, действуют мягче, побочных эффектов меньше, совмещение с другими лекарствами не так проблематично. Хуже всего растительные лекарства, как ни странно, сочетаются между собой. Искусство подбора сбалансированных растительных комплексов - это ведь тоже целая наука.

Считается, что в искусстве превращать букет лекарственных растений в высокоэффективное лекарство нет равных китайским врачам. Что для японца икебана, то для китайца - лекарство от запора. Но при всем авторитете китайской медицины каждое конкретное китайское лекарство проходит ту же самую процедуру регистрации, как какой-нибудь гидрокортизон. Китайских героев, преодолевших планку процедуры регистрации в России в качестве лекарства, всего четыре: Болюсы Хуато, Маммолептин, Безорнил и Коронатера. Им в научной программе конгресса отведен специальный симпозиум «Клиническая китайская медицина: проблемы и перспективы».

Заключение

12 апреля 2010 года Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» в семнадцатый раз встает на пути фармпроизводителей к кошельку пациента, чтобы обеспечить наше право на квалифицированную медицинскую помощь и качественный ассортимент аптек. Пожелаем его участникам удачи!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram