Начать разговор с человеком, который без малого два десятилетия находится в эпицентре взаимодействия последних достижений медицинской науки с повседневной практикой, естественно, хочется с вопроса:
- Как случилось, что сугубо некоммерческий дискурс стал центральным объектом конгресса, который по определению является площадкой для демонстрации достижений фарммединдустрии? И на что именно будет сделан акцент в освещении этой многогранной и непростой темы?
- Вопросы этики в медицине не поднимались у нас более двадцати лет. В последний раз их ставили такие выдающиеся ученые, как Н.Н. Блохин и Б.В. Петровский. С тех пор многое изменилось, и теперь важнейшую этическую проблему в медицине можно обозначить так: пациент не должен рассматриваться в качестве источника и средства извлечения прибыли. Центральный доклад сделает известный анестезиолог, профессор А.П. Зильбер, автор книги «Этюды медицинского права и этики». Многие годы работы с пациентами, находящимися на грани жизни и смерти, привели этого авторитетного ученого к необходимости глубоко осмыслить и сформулировать для нынешнего поколения врачей вечные ценности, исповедуемые медициной со времен клятвы Гиппократа.
- Вы сказали, что пациент не должен рассматриваться в качестве источника прибыли. Это понятно. А что насчет пациента как объекта исследования? Насколько сегодня защищены права наших граждан при проведении испытаний новых лекарств, написании диссертаций на «человеческом материале»?
- Что касается проведения международных мультицентровых клинических исследований лекарственных препаратов западного производства, то они проходят очень строгую процедуру разрешения у себя на родине, где вопросы этики давно и прочно занимают ведущее место. Так что если и бывают нарушения в данной сфере, то они связаны с недостаточной подготовленностью наших клинических баз и отдельных специалистов, берущихся за проведение «апробаций» без разрешения комитета по этике или с иными нарушениями тщательно прописанной в отраслевом стандарте процедуры проведения клинических исследований.
- Как сегодня обстоят дела с защитой пациента от несанкционированного использования во врачебной практике парамедицины и парафармацевтики? Станут ли они легитимными?
- Именно защита интересов пациента стала причиной, по которой долго длившаяся в международных медицинских кругах дискуссия привела к выводу о необходимости интеграции альтернативных средств и методов оздоровления с конвенциональной медициной. Разумеется, речь идет не о всеобщей амнистии, но о тщательном рассмотрении каждого конкретного средства и метода. Хорошим примером самоорганизации специалистов в области альтернативной медицины может служить деятельность германского гомеопатического союза. В качестве примера госрегулирования использования средств растительного происхождения можно привести создание ботанической фармакопеи США.
- При нынешних темпах развития медицины, наверное, требуется и качественно иная информационнообразовательная работа с самими врачами?
- Каждый конгресс приносит в практическую медицину существенный объем обновлений, многие из которых могут спасти тысячи жизней. А потребность в систематическом обновлении профессиональных знаний у врачей, особенно в регионах, велика и по большей части остается неудовлетворенной. Большинство образовательных программ для врачей реализуется преимущественно в Москве. Можно поставить вопрос и о качестве этих программ, а также об уровне подготовленности преподавателей и качестве самого образовательного процесса. Вопрос о децентрализации повышения квалификации специалистов здравоохранения стоит очень остро.
- Может быть, чтото, наоборот, требует защиты от радикальных перемен?
- В первую очередь то, что давно прижилось и показало свою успешность. Так, на мой взгляд, именно терапевтическая служба должна оставаться ведущей в области первичной помощи населению. Она должна стать базисом для построения социально ориентированной, справедливой и эффективной системы здравоохранения. А это значит: высококвалифицированной, доступной широким слоям населения, направленной на профилактику и раннюю диагностику заболеваний. Упор на терапевтическую службу позволит государству сократить расходы на весьма затратную специализированную медицинскую помощь, сохранить для народного хозяйства страны трудоспособное население, то есть является полностью экономически оправданным.
- Какое направление в медицине сейчас развивается наиболее ощутимо?
- Прежде всего это усовершенствование имидждиагностики, позволяющей с высокой точностью и, что важно, - неинвазивными методами выявлять структурные и функциональные нарушения в органах и тканях человека и контролировать процесс лечения, его эффективность.
- Да, развитие диагностической аппаратуры поражает своими фантастическими возможностями, а что с лекарствами? Когда ожидается, например, революция в лечении главных врагов рода человеческого - сердечнососудистых заболеваний?
- Прошедший год я бы определил как период усовершенствования тактики применения уже имеющихся средств и анализа имеющихся клинических рекомендаций. В кардиологии это новые аспекты применения некоторых статинов при атеросклерозе, полиненасыщенных жирных кислот, моноклональных антител в лечении застойной сердечной недостаточности и кардиомиопатии, а также таких методов, как радиочастотная аблация при аритмии и иммуносорбция при гиперлипидемии. Последний метод благодаря работам российского ученого, профессора Г.А. Коновалова стал широко применяться в западных странах.
- А что с другими заболеваниями?
- В гастроэнтерологии большим достижением стало внедрение ранней диагностики и методов лечения острого жирового перерождения печени в третьем триместре беременности, что привело к значительному снижению смертельных исходов при данной патологии. Так же перспективным представляется использование вазопрессина при желудочнокишечных кровотечениях, моноклональных антител при болезни Крона, гепатоцеллюлярном раке печени.
В перспективе большие ожидания связаны с нанотехнологиями.
- Хотя бы один пример нанотехнологий, который уже работает в медицине...
- Разработан препарат с радиоактивным фосфором на базе наночастиц. Он практически не облучает здоровые ткани пациента, потому что проникает непосредственно в опухоль, облучает и разрушает только патологические клетки.
Вместо P.S. Неужели это наконец происходит? И XVI Международный конгресс «Человек и лекарство» станет точкой разворота к верховенству безупречной этики в отношениях врача и пациента, в умах медицинских чиновников, принимающих жизненно важные решения, в сердцах тысяч участковых терапевтов?
Аргумент профессора А.А. Хадарцева
Считаю чрезвычайно актуальной, близкой и понятной позицию Александра Григорьевича, который является не только инициатором, но и вдохновителем предстоящего XVI Конгресса «Человек и лекарство», впрочем, как и всех предыдущих. Накопившиеся этические проблемы наиболее ярко высветились в сегодняшнюю эпоху высоких технологий, характеризующуюся также и коммерциализацией медицины, чуждой ментальности российского врача. Системный анализ и синтез достижений медицинской науки позволяют надеяться на перспективность интегральной медицины, взвешенно подходящей к избранию результативных способов диагностики, лечения и профилактики. А формирование врача будущего видится в децентрализации и высоком уровне профессиональной переподготовки врача-терапевта, что актуализируется на регулярных конгрессах «Человек и лекарство».
Медицинский институт Тульского государственного университета в этом году впервые участвует в выставочной программе конгресса. Монография «Избранные технологии диагностики», журнал «Вестник новых медицинских технологий», другие экспонаты наглядно демонстрируют готовность нашего вуза к активному участию в системе непрерывного образования врачей, в мультицентровых клинических испытаниях, к проведению фундаментальных и практических исследований в соответствии с современными стандартами в области образования, науки и здравоохранения.