Аргументы Недели → Здоровье № 47(133) от 20.11.2008

БАДы по науке

, 18:22

 

Добавь к здоровью

Первый вопрос адресован главе «Эвалара» Ларисе Прокопьевой.

- Не навредит ли человек себе, начав принимать «Хонду» или «Сабельник» для суставов, «Чернику-Форте» для зрения, «Атероклефит» для сердца и сосудов, «Овесол» и «Гепатрин» для печени?

- Ни в коем случае, - соглашается Лариса Александровна.

На ее столе стоит распечатанная коробка одного из своих БАДов - нескольких капсул в блистере не хватает. Хороший признак. Значит, действительно и сама принимает продукцию своей фирмы.

- Ведь помимо наших собственных проверок качества, - продолжает она, - мы отдаем продукты в Институт питания РАМН для дальнейшей регистрации. И там они проходят проверку на безопасность. Как правило, единственное противопоказание - это возможная индивидуальная непереносимость компонентов препарата. Насколько безопасна пища, настолько безопасны и БАДы. Ведь это дополнение к ней - флавоноиды, изофлавоноиды и другие вещества, которых нам не хватает, а в результате этого недостатка может появиться болезнь. А мы предупреждаем ее или корректируем свое состояние здоровья дозировкой биологически активных веществ.

Как журналист я, конечно, попыталась поймать Ларису Александровну на слове:

- То есть вы все-таки избегаете говорить о том, что ваши БАДы лечат? Они только средство профилактики?

- Говорить, что они лечат, некорректно с точки зрения закона, - терпеливо пояснила Прокопьева. - БАДы созданы для профилактики заболевания и ремиссии, проще говоря, чтобы сделать длиннее период здоровья между болезнями. Возьмите «Хонду» - это хондропротектор, защищающий суставы от воспаления. Принимая ее, человек может за счет подпитки хондроитинами (это натуральные вещества, вытяжка из хрящей рыб, животных) помочь суставам выдерживать большую нагрузку. Почему не обязательно советоваться с врачом? Но вы же не бежите каждый раз в поликлинику, если хотите съесть кусочек холодца? А это тоже хондропротектор, но съедать его надо каждый день в больших количествах. Это практически невозможно. Именно на этот случай и есть «Хонда» со своей концентрацией биоактивных веществ. Но можно и холодец кушать - каждый день и помногу...

Научный подход

Как у обывателя, пришедшего в аптеку за таблеткой, у меня возникает вопрос: кто именно определяет, сколько и каких веществ надо положить в тот или иной БАД? В «Эваларе» я такого человека нашла - это Светлана Король, начальник отдела разработок.

- Наши специалисты сначала «разбирают» каждую травку, оценивают дозировки активных веществ, при которых она будет действовать именно в нужном направлении - как противовоспалительное средство для суставов, как препарат для снижения уровня холестерина в крови и так далее.

Приведу вам еще один пример: «Черника-Форте». Сегодня многие знают, что черника полезна для зрения. Действительно, антоцианы черники помогут вашим глазам, но только если в таблетке они будут соединены с цинком и другими специальными витаминами. Только так полезные вещества смогут усвоиться.

Вообще существует очень много растений, зарегистрированных в официальной фармакопее. И пользоваться ими могут все, так что действительно сложно создать какой-то новый препарат, но мы это делаем, как в случае с «Сабельником Эвалар». Сегодня настойка «Сабельник Эвалар» с доказанной клинической эффективностью переведена в лекарственное средство. Его способность действительно отсекать боль в суставах доказана в трех клиниках страны. И многие другие из наших добавок проходят этот путь. Сейчас завершаются клинические испытания, и планируется перевести в разряд лекарств «Атероклефит», «Красный корень», «Овесол» и другие наши широко известные препараты.

И не забывайте: все наши биодобавки выпускаются на фармацевтическом производстве, на лучшем импортном оборудовании, которое стоит на заводах у фармкомпаний с мировым именем. А это означает только одно - качество.

GMP - стандарт без ошибок

...С техническим директором Юрием Силиным мы идем по длинной галерее между светлыми зданиями с зелеными крышами из офисной части в святая святых - производственную. Одна я сюда никогда не попала бы: электронный пропуск каждого сотрудника ограничивает зону полномочий. Неприступные двери - не прихоть. Юрий Владимирович рассказывает, что работникам приходится переодеваться дважды перед тем, как они попадают в стерильные цеха. Пакет с полностью стерильной спецодеждой выдается каждому и каждый день новый. Неудивительно: там стоят американские и немецкие линии по производству таблеток и капсул, упаковывающие их в блистеры; банки, коробки, наклеивающие голограммы, которые невозможно подделать. Воздух в помещении, как в операционных: он полностью обновляется 20 раз в час, то есть каждые 3 минуты, проходя через особые фильтры. Влажность и температура строго контролируются датчиками. Управляющие процессом с помощью компьютера эваларовцы «упакованы» от пяток до ушей в прямом смысле слова: бахилы, медицинские маски, шапочки...

Все это не просто так - это международный стандарт качества GMP, лицензию на который «Эвалар» получил еще в 2005 году. Этим сотрудники компании гордятся, и не без основания. Ведь хитроумные европейские принципы работы целого предприятия заботятся о каждом шаге, каждой части процесса, чтобы производство шло правильно и качественно. Так что контроль - это не то слово, которого здесь боятся. Контроль начинается с того самого момента, как сырье попадает на специальный карантинный склад. ОТК проводит целую серию анализов, чтобы убедится в качестве сырья. Если обнаруживают «чужие» споры или еще чтото - отбраковывают и отсылают назад.

Растения под контролем

Но это только начало: лаборатория контроля качества проверяет сырье на пригодность: следит за тем, чтобы воспроизводимость свойств лекарственных растений была стабильной. Ведь травы - субстанция тонкая, их активные вещества зависят и от погоды, и от времени, когда их собирают. Микробиологи знают, что анализы здесь гораздо сложнее, чем у синтетических лекарств. Им приходится строго отсекать недобросовестные поставки. Полезные вещества определяют американские хроматографы - аппаратура очень точная и дорогая. Как, впрочем, и все остальные чудеса техники, которыми гордятся Алевтина Лудцева, замдиректора по качеству, и ее подчиненные. Например, атомный спектрограф определяет показатели безопасности, чтобы в препаратах не было ничего вредного для человека - свинца, ртути, кадмия, пестицидов, радионуклидов.

В автоматический титратор микробиолог впрыскивает пробу, и прибор сразу распечатывает отчет. Такие данные верны на 100%, ошибка исключена.

Здесь даже не разрешается записывать показания аппаратуры на листочках - только в специальные бланки, это тоже стандарт GMP. В них лаборантов просят вносить все расчеты и исправления, чтобы не вкралась ошибка. Да что там: даже колбы, пробирки, мензурки и прочую лабораторную утварь моет специальная французская машина! А весы для проб такие точные, потому что взвешивают только образцы, а не пыль (которой, впрочем, здесь и так нет). Чтобы они заработали, к особому коробу надо поднести руку: датчик среагирует на тепло, и «сим-сим откроется», допуская ваш образец к взвешиванию. Все это нужно для того, чтобы в аптеки поступали безопасные препараты.

Я ждала рассказов эваларовцев о том, что они вовсе не признают «нормальных» таблеток, а пьют лишь свои БАДы. Но Лариса Александровна призналась, что обычные лекарства тоже принимает - никуда от этого не деться: «В фармакологии много областей, где можно использовать только синтетические препараты, например, чтобы эффективно понизить высокое давление. Так что биодобавки не конкурируют с такими лекарствами, а лишь дополняют их. Главное, чтобы и те и другие были качественными».

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram