Сегодня в Российской Федерации демографическая проблема стала одной из наиболее тревожных и важнейших. Для ее решения и специалисты, и чиновники предлагают разные, подчас радикальные способы. Однако редко обращается внимание на один из самых важных моментов: репродуктивным здоровьем мужского населения должны заниматься и занимаются специальные врачи — андрологи. Серьезный разговор об этих проблемах в нашей постоянной рубрике о здоровье ведет доктор медицинских наук профессор кафедры акушерства и гинекологии им. Н. И. Давыдова, Северо-Западного медицинского университета им. И. И. Мечникова, хирург-андролог Владимир Мирский.
— Владимир Ефимович, вы неоднократно говорили, что для полноценной охраны
мужского здоровья крайне необходим врач-андролог. В чем суть проблемы?
— Врачи-андрологи, к сожалению, долгое время не входили в число часто посещаемых и востребованных специалистов. Напомню, что медицинский термин «андрология» образован от греческого «андрос» (мужчина), то есть это наука о мужчине. Преподавание андрологии до 1925 года считалось обязательным на медицинских факультетах России. Однако с 1923 года по разным причинам она потеряла самостоятельность и была ограничена урологией. Движение в сторону развития андрологии у нас началось с 1998 года, после массовых скрининговых осмотров детей в районах Санкт-Петербурга и в областных центрах Северо-Западного федерального округа РФ. Так, министром здравоохранения России Юрием Шевченко был подписан приказ «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». Следующий приказ «вещал» о введении андролога в номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения РФ и определял его обязанности. По этому приказу к имеющимся детским хирургам дополнительно и официально ввели специальность — детский андролог. Вышел приказ и об организации детских андрологических и уроандрологических кабинетов и дневного стационара. Увы, но в жизнь этот приказ так и не был воплощен.
Тем не менее в Медицинской академии последипломного образования появилась кафедра андрологии. Возглавил ее доктор медицинских наук профессор О. Л. Тиктинский. Впрочем, кафедра-то появилась, но потом исчезла, а за ней в скором времени из перечня специальностей исчез и сам андролог. Взамен, правда, был оставлен детский уролог-андролог, но и от него хотят избавиться лет через пять примерно — к 2027 году. Организованный в это же время Северо-Западный институт андрологии также прекратил свое существование из-за отказа в арендной площади. При этом в регионах нашей страны продолжали и продолжают до сих пор заниматься лечением андрологической патологии у взрослых и детей врачи различных специальностей: хирурги, урологи, сексопатологи, венерологи, эндокринологи и даже психиатры.
— Вы подчеркивали чрезвычайную важность не только наличия собственно врачей-андрологов, но более того — создания специализированной службы андрологической помощи.
— Да. У нас, к сожалению, отсутствуют самостоятельные андрологические стационары и работающие там врачи-андрологи единой специализированной помощи. Ведь андрология как врачебная специальность должна заниматься не только репродуктивной функцией мужчин, но и всеми заболеваниями мужских половых органов различного происхождения.
На мой взгляд, современная клиническая андрология должна предоставлять широкие возможности для сдерживания преждевременного старения и избавления мужчин от страданий, связанных с различными патологическими изменениями в половых органах, являющимися следствием аномалий развития и заболеваний, оказывающих влияние на состояние организма в целом и половой сферы в частности. Сегодня уже мало создавать кафедры андрологии, где разрабатываются и создаются специальные руководства и пособия.
Необходим тесный амбулаторный доверительный контакт специалиста с мужским контингентом на уровне вопрос — ответ. Вот почему сегодня, как никогда, необходимо создание мужских консультаций, но теперь уже с одной важной ступенью — «помощь репродуктолога».