Гипертонию не случайно называют «тихим убийцей». Часто больные просто не знают о проблеме, пропуская тот этап заболевания, когда еще можно обойтись немедикаментозной терапией. Особенно это актуально для детского возраста. Чаще всего при вовремя проведенной диагностике и скорректированном образе жизни, у детей можно остановить развитие эссенциальной артериальной гипертонии, и даже обернуть процесс вспять. В неделю борьбы с артериальной гипертонией мы встретились с детским кардиологом, заведующей педиатрическим отделением клиники ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ Тамарой Вальтеровной Мандзяк и узнали, как не упустить время и вовремя понять, что ребенку требуется помощь врача.
— Тамара Вальтеровна, уже не один год врачи бьют тревогу, что артериальная гипертония стремительно молодеет, критические состояния — гипертонические кризы, инсульты, инфаркты — происходят все чаще и у 20-летних молодых людей. Вы видите в своей работе этот процесс «омоложения»?
— Начну с другого — с важности этой проблемы. Сердечно-сосудистая патология сегодня занимает лидирующее место в причинах инвалидизации и смертности всего земного населения. По данным зарубежной статистики и наших научно-исследовательских институтов, каждый третий житель России к 60 годам уже страдает гипертонией.
При этом если раньше считалось, что инфаркт миокарда — это все-таки удел людей старшего возраста, перешагнувших сорокалетний рубеж, то в настоящее время мы видим, что инфаркты и инсульты все чаще развиваются у пациентов около 20 лет.
Это молодой, работоспособный возраст, но люди вследствие болезни теряют способность к труду, к удовольствию от жизни, к получению просто возможности двигаться, разговаривать, создавать свои семьи. Это большая социальная и экономическая проблема!
И ее истоки, действительно, коренятся в детстве. Поэтому важность профилактики этих заболеваний у подростков, школьников и даже дошкольников ни с чем не соизмерима.
Единой статистикой по артериальной гипертонии у детей в России — нет. У разных структур она сильно отличается. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, например, 40 с лишним процентов российских школьников находятся сегодня под наблюдением у врача-педиатра, из них 50-75% — это дети, у которых имеются отклонения, в той или иной степени связанные с повышением или понижением давления.
Если мы говорим о статистике по критическим ситуациям у людей до 30 лет, то есть данные, что количество инсультов и инфарктов в этой когорте выросло на 30%. Это очень серьезные цифры.
Если говорить о нашем отделении, то мы, конечно, видим все эти процессы «омоложения» в ежедневном режиме. К сожалению, у нас также наблюдаются пациенты с сосудистыми катастрофами, в том числе 2 подростка после инсульта.
— С чем врачи, ученые связывают такой рост молодых пациентов с высоким давлением?
— Клиника Научного центра начала заниматься проблемами эссенциальной артериальной гипертензии у детей, потом кардиометаболическим синдромом, в том числе с научной точки зрения, еще с 2000-х годов.
Чаще всего в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте гипертония возникает на фоне какой-либо патологии, например, порока сердца, мочевой системы, эндокринной системы. В подростковом возрасте картина немножко меняется. Начиная с периода полового созревания, на первое место выходит как раз эссенциальная гипертензия, то есть не связанная с изменением структуры органа, часто зависящая от внешних факторов. Именно об этой категории пациентов мы ведем сейчас разговор.
Так вот эти внешние факторы риска развития гипертонии хорошо изучены и известны.
Во-первых, наследственность. У 50% людей с артериальной гипертензией в семье есть гипертоники или люди с вегетососудистой дистонией. Когда к нам поступает ребёнок, обязательно собирается семейный анамнез: кто чем болел.
Во-вторых, это такое глобальное понятие, как образ жизни ребенка, который состоит из множества составляющих. Гиподинамия, неправильное питание, избыточный вес, высокая экранная нагрузка, отсутствие прогулок на свежем воздухе, отсутствие режима дня и так далее.
Ещё 15–20 лет назад наши дети в основном активно двигались, свободное время проводили на свежем воздухе. Сейчас же большая часть их дня проходит за экранами: телевизор, телефон, планшет, компьютер. Это отдельная тема для разговора, как экранная нагрузка влияет на наши центры головного мозга, эндокринную, центральную нервную систему.
Дети должны примерно в одно и то же время — не позднее 23 часов — ложиться спать, у подростков должно быть не менее 8-9 часов сна. Утром важны гимнастика, чтобы «разбудить» своё тело и привести в порядок мышцы и сосудистую систему; полноценный завтрак и в целом правильное питание. Потому что опять же доказано влияние модифицированных продуктов на стенки сосудов. С питанием и гиподинамией непосредственно связана и проблема ожирения детей, которое также является провоцирующим фактором для гипертензии. Любое превышение показателей веса на 10 килограммов влечёт за собой изменение давления от 8 до 15 единиц.
Еще один фактор риска — нагрузка детей. Без сомнения, родители хотят для ребенка лучшего, хотят дать ему много возможностей. Конечно, желание правильное, но всегда надо помнить, что возможности организма все-таки ограничены. Родители, прежде всего, должны правильно оценить своего ребёнка: сможет он потянуть музыкальную школу, спортивную секцию и учиться в лицее на золотую медаль. С чрезмерной физической, психической нагрузкой могут справиться далеко не все дети. Мы это видим по пациентам, поступающим к нам в отделение.
Также нельзя забывать и о вредных привычках. И я даже сейчас не говорю об алкоголе и табаке. Я говорю об увлечении детьми энергетиками, вейпами. Электронные сигареты несут в себе не меньший, а иногда и больший риск именно для кардиоваскулярной системы организма. Их употребление и пассивное курение вызывают серьезные поражения сосудистого русла.
— Если наследственность не изменить, то остальные факторы при желании могут быть скорректированы. Наладив режим дня, образ жизни, можно ли остановить развитие у ребенка артериальной гипертензии?
— Да, можно! И это самое главное! Социальный опрос показывает, что 85% опрошенных знает о необходимости правильного образа жизни, но 75% людей начинает заниматься здоровьем, только когда время упущено.
Когда ребёнок поступает к нам в отделение, и мы выставляем диагноз эссенциальная артериальная гипертензия, первые три месяца лечения как раз отводятся на то, чтобы ликвидировать вот эти рисковые факторы. У ребенка должен быть приведен в порядок образ жизни, питание, режим дня, должны быть ликвидированы вредные привычки, и только после этого, через три месяца наблюдения, мы должны оценить, осталось ли повышенным давление или нет. Если проблема сохраняется — врач может переходить к назначению медикаментозной терапии.
Но, исходя из нашего опыта, очень часто давление в этом возрасте возвращается в норму. К счастью, детский возраст — это действительно благодарное время, когда еще можно развернуть ситуацию с заболеванием артериальной гипертонией на 180 градусов и не допустить последующих осложнений.
— Тогда получается самое важное — вовремя определить проблему, чтобы не пропустить тот этап, когда развитие гипертонии еще можно остановить? Это задача только родителей?
— А вот здесь встает очень важный вопрос роли педиатрической службы в диагностировании и лечении артериальной гипертонии у детей. Да, конечно, родители должны обращать внимание на такие жалобы ребенка, как головная боль, метеозависимость, неприятные ощущения в грудной клетке, головокружение, потемнение в глазах при резкой перемене положения тела, чрезмерная усталость или головная боль при физических нагрузках, носовые кровотечения. Все эти признаки указывают на то, что с сосудами происходит какая-то необычная ситуация, которая может быть как вариантом взросления, так и вариантом патологических изменений в организме ребенка.
Определить, что же служит причиной появления данных симптомов, это уже задача врачей-педиатров.
Более того, даже при отсутствии подобных жалоб и симптомов, педиатр на приеме должен обязательно измерить давление ребенку. Согласно существующим приказам и законам, измерение необходимо проводить всем детям, начиная с трёхлетнего возраста. Далее замеры должны проводиться в 5, 6 и 7 лет, потом в 10, 12, 14, 16 и 17 лет.
Почему это важно? Потому что очень часто дети не чувствуют повышенного давления: сосуды эластичные, молодые и хорошо сдерживают гидравлический удар, которым, по сути, является гипертензия.
Проводятся ли у нас сегодня такие обязательные замеры? К сожалению, далеко не всегда.
Между тем, у каждого специалиста есть специально разработанные центильные таблицы, которые должны помочь участковому врачу сориентироваться, все ли в норме, или необходимо отправить ребёнка на домашние амбулаторные замеры давления, или на дальнейшую диагностику к кардиологу.
— Что значит домашние амбулаторные замеры?
— Есть так называемые «офисные» замеры и есть домашние. В первом случае при измерении давления у многих возникает симпатическая ответная реакция, в том числе на врача, на незнакомую обстановку. Более верные показатели, при правильном измерении, делаются дома — в спокойной и привычной атмосфере.
Но для измерения давления дома также надо соблюдать ряд важных правил. К примеру, необходимо подобрать правильный размер манжета тонометра. Всего существует шесть размеров: определить, какой из них нужен вашему ребенку, лучше непосредственно в аптеке. Большое значение имеет и то, как измеряется давление. После еды, физической нагрузки должно пройти как минимум полчаса. Не надо проводить замеры и в кровати, сразу после пробуждения: ребенок должен походить, размяться, но при этом оставаться в спокойном состоянии.
Давление меряется на двух руках. Если интервал между показаниями в пределах 10 единиц, то это допустимые варианты нормы. А если разница более значимая, то третьи, контрольные, замеры производятся на руке, где показания были выше. В дневник наблюдения необходимо записывать среднее число между тремя замерами.
— Можно ли детям самостоятельно давать лекарство для снижения давления?
— Нет. Медикаментозная терапия должна проводиться только врачом. Дело в том, что в клинических рекомендациях для лечения артериальной гипертонии у детей указаны те же препараты, что применяются и у взрослых. При этом в инструкции каждого прописана чётко фраза, что до 18 лет изменения не исследованы, то есть риски не исследованы. Дети не могут являться добровольцами в каких-то испытаниях лекарственных препаратов, поэтому эта фраза абсолютно оправдана. Соответственно, назначение препарата должно быть строго под присмотром кардиолога или в отделении больницы.
Но опять же напоминаю: медикаментозная терапия у детей проводится только тогда, когда устранены все рисковые факторы. Также доказавшими свою эффективность методами лечения артериальной гипертонии у детей являются физиотерапия, психокоррекция, которые помогают снизить возбудимость, изменить реакцию центральной нервной системы, изменить тонус сосудов.
— Какие бы советы вы могли дать родителям детей: как не допустить и не пропустить патологию?
— К сожалению, от проблемы артериальной гипертонии нам не получится уйти совсем. Но вовремя увидеть, правильно оценить угрожающее состояние своего ребенка — задача в том числе и родителей. Обращайте внимание на жалобы, которые предъявляет дочка или сын, задумайтесь о его нагрузке, о том, с кем ребенок дружит и с какими привычками живет.
И помните: всё начинается с малого! Если ребёнок в годовалом или двухлетнем возрасте в качестве развлечения постоянно сидит у компьютера или с телефоном, он не сможет в 16 лет избавиться от этой привычки. Если папа или мама показывают пример утренней гимнастики, если прогулки на свежем воздухе заведены в семье, то ребёнок будет повторять эти модели поведения.