Возможно ли по полису ОМС бесплатно и своевременно получить медпомощь
№ () от 11 апреля 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]
Светлое здравое будущее бесплатной российской медицины нам обещают каждый раз, когда с трибун разной высоты заявляют о немалых финансовых вливаниях в первичное и все остальные звенья системы здравоохранения. И когда же, наконец, при необходимости пройти какое-либо медицинское исследование или записаться к доктору-узкому специалисту нам не нужно будет проходить адский квест с уровнями «выбей направление», «дождись, когда доктор выйдет из отпуска иди вообще появится в твоей поликлинике», «успей среди сотни других занять свободное окошко на запись»… На самом деле, ждать бесплатного приема месяцами или, отчаявшись, оплачивать услуги коммерческих клиник совсем не обязательно. Есть механизмы воздействия на нерадивых медиков. Те, конечно, сильно сопротивляются, но делают, как положено. Делимся реальным опытом.
История первая. «Нет у нас томографии»
Моему товарищу не повезло оказаться в Иркутской городской клинической больнице №8. Той самой, что располагается в Ново-Ленино и снискала очень дурную славу, причем, как по отзывам непосредственно пациентов, так и среди коллег-медиков. Не буду цитировать кулуарные разговоры с одним из сотрудников службы скорой помощи, но вывод примерно следующий: хуже нет, чем попасть в «восьмерку». Кто-то жалуется на бесчеловечное отношение врачей, другие рассказывают о плохом оснащении больницы.
Шибко елейные отзывы в сети тоже есть. Однако встречаются и другие, очень похожие на реальное положение дел. Зайдем на prodoctorov.ru.
«В день приема отца в стационар по скорой понравилась врач, все рассказала, по телефону, после осмотра, и на этом все! 10 дней! Не заходила даже в палату… Видимо, надеялась на то, что папа — пожилой глубоко человек, и маразматик, ничего не помнящий и не понимающий, а оказалось, наоборот, медсестрам регулярно говорил о своих проблемах со здоровьем. Когда поднялась температура и держалась 3 дня, то к нему ноль внимания, врача как не было, так и нет!.. Врач так и не захотела со мной говорить, пришлось заведующей за нее отдуваться! Вот по таким горе-врачам и судят нашу медицину!»
«Столько отрицательных отзывов и за столько лет ничего не изменилось! Довелось побывать в терапевтическом отделении, скорая привезла. Намучившись от болезни, надеешься, что тебе помогут, и вдруг натыкаешься на все это. Отношение хамское, курят в палатах, ночью шумно, тараканов тьма тьмущая. Медперсонал в приёмном покое обращается на «ты», не стесняются высказывать грубости пациентам в лицо и всем видом показывают свое недовольство. Про питание промолчу. Сделали снимок и выпроводили меня с бронхитом, удушающим кашлем, температурой под 39 к своему терапевту в поликлинику по месту жительства. В общем, впечатление осталось гадкое и не приведи дорожка туда ещё раз. Единственное, за что спасибо, так это за укол, который на пару часов облегчил моё состояние».
Похожие впечатления сложились у моего товарища. Он поступил в неврологическое отделение ГКБ№8 с сильнейшими болями в пояснице. Не мог самостоятельно передвигаться. Еще и 6 января на дворе. Медицина у нас, если вы знаете, только формально 24/7, а на самом деле в праздничные и выходные дни на полноценное внимание и лечение рассчитывать не приходится. Всего один дежурный врач на приемный покой и все отделения разом — это нормально? Неудивительно, что серьезные обследования для выявления причины болей никто не назначал. Не до того было… Несколько дней вертели в руках показатели анализа мочи, и на этом всё. Предположили еще и пиелонефрит, но об УЗИ речи не вели, в нефрологическое отделение не перевели. А пациент даже после инъекций обезболивающего не мог спать ночами. Поинтересовался: быть может, есть смысл сделать томографию, просветить позвоночник, убедиться, что без критичных патологий? Появившийся к тому моменту лечащий врач заявил, что рентген необходимой детальной информации не даст, а томографа в распоряжении больницы нет. В ответ на предложение направить больного пройти МРТ или МСКТ в другом медучреждении прозвучал грубый отказ: поступили к нам — значит все услуги только у нас можете получать! А вот здесь доктор был сильно не прав. К счастью, близкие пациента в итоге это до медработника донесли. Правда, пришлось позвонить на горячую линию в правительство региона и расписать ситуацию, одновременно подключить специалистов страховой компании, выдавшей полис ОМС, пригрозить экспертизой качества оказания медицинской помощи, даже журналистов привлечь, провести беседу с доктором и завотделением перед камерами видеонаблюдения— в специальном помещении для общения с родственниками пациентов. И всё для того, чтобы получить и так законно положенное. В итоге, в больнице заморочились и свозили лежачего парня на томографию (причем, всего лишь в другое подразделение той же ГКБ№8), ультразвуковое исследование тоже сделали, чуть усилили терапию и полегчало. До конца проблема не ушла. Но хоть что-то. Дальше пациент амбулаторно пошел долечиваться. Как ходить начал, так мчал из «восьмерки» после выписки со всех ног.
Позже из минздрава, изучив ситуацию, официально отписались: «В ИГКБ №8 имеется аппарат МСКТ, исследования проводятся по показаниям без ограничений. Аппарат МРТ в указанной медицинской организации по мощности больницы в табеле оснащения не предусмотрен. Обследования регламентируются квотами, предоставленными в ОГАУЗ «Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр» и ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница №1».
Остается загадкой, почему же тогда всё-таки возникла проблема? И, похоже, не только у этого конкретного человека. Почему сразу направление не дали? Человеческий фактор? Установка руководства экономить ресурс томографа? Надеемся, что была проведена служебная проверка и сделаны выводы для улучшения качества оказания помощи пациентам (если есть подобная высокая цель, разумеется). Или так и продолжится? Пока не пнешь — не поедет?
Наш вывод: не стесняйтесь обращаться в контролирующие инстанции, если считаете, что в медучреждении вам оказывают помощь не в должном объеме. Да или нет, рассудят те, кто имеет право давать оценку — министерство здравоохранения, страховая компания, которая, собственно, финансирует ваше лечение за счет когда-то выплаченных в социальные фонды взносов.
Кстати, медики в адрес страховых нередко тоже сыплют упреками. Дескать, лишняя «прослойка» и со штрафами лютуют. Это тема для отдельного разговора. Приглашаем профессионалов отрасли к дискуссии. Пока же, по личному опыту сотрудников редакции, страховые представители интересы пациента часто помогали отстоять. Звонок на горячую линию в «СОГАЗ-Мед» способен кардинально поменять отношение клиники к больному.
На всякий случай напомним, если вы застрахованы в компании «СОГАЗ-Мед» и у вас возникли вопросы о системе ОМС, вы можете обратиться за помощью к страховым представителям по телефону круглосуточного контакт-центра 8-800-100-07-02. Есть смысл позвонить и в единый контакт-центр Иркутской области +7 (3952) 39-99-99, так обращение быстро уйдет в региональный минздрав.
История вторая. «Не звоните сюда больше. Очереди на УЗИ конца не видно»
У близкого родственника почечный диагноз. Направление на УЗИ терапевт в поликлинике МСЧ№2 в Иркутске дала, как и полагалось. Пожилой пациент позвонил по телефону, записаться на исследование. И в ответ услышал в общем-то типичный ответ: «Сильно быстро не рассчитывайте. Месяц, два, может быть, придется ждать, ничего сейчас точно не скажем. Не звоните сюда больше. Мы вас в лист ожидания внесем». Короткие гудки. Никакой определённости. Тупик? Нет. Можно попробовать получить медуслугу в установленные нормативами сроки.
Дело в том, что ожидание медицинской помощи по времени лимитировано. Все сроки мы вынесли в памятку, сопровождающую эту статью. Сейчас же обратите внимание на такой порядок:
«14 рабочих дней с момента обращения или назначения — установлен срок для проведения консультаций врачей-специалистов, проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи, проведения КТ, МРТ и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи».
И да, это работает, если уверенно напомнить медучреждению о законности требований пациента, не готового ждать, скажем, УЗИ внутренних органов или приема гематолога до «кукушкина заговения». Особенно, если учесть, что нужные специалисты вообще не в каждой поликлинике есть. Вот тут и будет полезна так называемая маршрутизация. Ее суть проста. Если медучреждение по разным причинам (плотный график у доктора или специалиста попросту нет, отсутствуют реагенты, сломался аппарат) не может своевременно обеспечить медпомощь пациенту, оно организует для него маршрут в другую клинику, где тоже принимают по полису ОМС. Как правило, у медучреждений есть соответствующие заключенные с партнёрами договоры. Направления «на сторону» обычно заверяет руководство поликлиники, заведующие отделениями. Потому можно сразу к ним и стучаться. Причем, безо всяких презентов получать то, что положено.
Бывает и так, что поликлиника не хочет делиться финансированием, потому в графике собственных специалистов находит-таки свободное «окно» для приема сильно настаивающего пациента. А больным, в принципе, без разницы. Главное — без лишнего затягивания обследоваться и консультироваться, чтобы вовремя диагностировать и лечить недуги.
Вот и УЗИ почки моему родственнику уже сделали, рекомендации выдали, препараты принимает. И месяца не прошло, а то пугали…
По той же схеме, напомнив про 14 дней на всё про всё, я спокойно по направлению из своей поликлиники бесплатно проходила маммографию в приличном НИИ клинической медицины (по месту прикрепления не было специальной пленки), сложные анализы крови в Иркутском диагностическом центе и «Инвитро» (у нас не было реактивов), гастроскопию в клинике «Эксперт» (в МСЧ №2 аппарат вышел из строя) и гематолога в областной больнице (такого специалиста в моей поликлинике по месту жительства не было в принципе).
Заметьте, что Министерство здравоохранения Иркутской области в официальных комментариях, в том числе в соцсетях, тоже разъясняет: «Ожидание консультации врача-специалиста — 14 дней». Используйте как аргумент, смело ссылайтесь на вышестоящее начальство.
Кроме того, в новостных сводках не так давно прошла информация о цивилизованных листах ожидания, которые внедряют в поликлиниках Иркутской области. Функция будет доступна при записи на приём к врачу через колл-центры медицинских организаций и по единому номеру телефона 8-800-200-37-97. Об этом во время одного из прямых эфиров сообщил начальник управления развития системы здравоохранения регионального минздрава Александр Селедцов.
«Лист ожидания» позволит гарантировать запись пациента на плановый приём к специалисту при отсутствии в момент записи свободных мест. В части сроков получения плановой медицинской помощи такое решение будет в полной мере соответствовать Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», — мудрено пообещал чиновник.
На практике должно быть так: во время звонка сотрудники колл-центра зафиксируют данные пациента, и как только у нужного специалиста появится «окно» (например, в результате отмены визита другим пациентом) или станет доступен дальнейший график приёма, свяжутся с человеком из «листа ожидания», чтобы согласовать время и дату приёма.
По идее, такой подход дает возможность жителям региона при необходимости получить консультацию наиболее востребованных врачей без ежедневного самостоятельного мониторинга портала записи или постоянных звонков в ожидании свободного места. Вопрос в том, сколько врачей, насколько длинный лист ожидания к каждому, и получится ли выдерживать сроки? «Люди комментируют: «Это пройдённый этап. Бывало, что в 8-й поликлинике ждали по 3 месяца». К слову, сотрудник нашей редакции, как выяснилось, уже два года ждет вызова к кардиологу из МСЧ ИАПО, раз в полгода нервно напоминая им о себе, и тоже не верит в эти листы ожидания.
А власти неустанно продолжают заверять: ««Лист ожидания» позволит фиксировать информацию о необходимости записи граждан в медицинские организации, в том числе в условиях отсутствия свободных слотов в расписании. В случае отмены/изменения записи на прием в медицинскую организацию другими пациентами возможно оперативное управление и заполнение расписания пациентами из «Листа ожидания». Важным условием «Листа ожидания» является оказание медицинской помощи обратившемуся пациенту в сроки, установленные Программой государственных гарантий, в том числе за счет маршрутизации пациентов, перераспределения функций персонала медицинских организаций и иных организационных решений… Работа по совершенствованию системы записи к врачам в Иркутской области продолжается».
Что ж, надежда (на улучшение) умирает, как говорится, последней. Хорошо бы, чтобы пациенты доживали, дождавшись помощи.
История третья. «Рентген зуба у нас платно»
Интересный, мягко говоря, подход, а точнее — введение пациента в заблуждение, частенько практикуют, как я заметила, в стоматологической факультетской клинике Иркутского государственного медицинского университета. Учреждение, кроме того, что ведет коммерческий прием, работает и в системе ОМС. Но, похоже, очень любит смешивать, причем не всегда правомерно.
Мне же удобнее ходить к стоматологу в факультетскую клинику и лечат там, по-моему, достойно. А то, что злоупотребляют периодически в финансовом плане, так это поправимо.
Помню, в первый раз сильно удивила регистратор, сообщившая «рентген зуба у нас в клинике только платно». Панорамный снимок или самый обычный, всё равно за денежку. Около трехсот рублей — сумма не большая, но неприятно, когда знаешь, что ее покрывает полис ОМС. Опять же страховщики из «СОГАЗ-Мед» разъяснили руководству медучреждения надлежащий порядок оказания услуги и ни за что платить не пришлось. И, о чудо, даже импортная пломба по квоте нашлась! Потом и хирург передумал за анестезию счет выставлять. Оказывается, так можно было.
Думаю, подобных случаев и в разных больницах — масса. Так всё-таки на каком этапе, в каком звене неполадка? Регистратура сбоит? Доктора самоуправствуют? Главврачи задают сомнительный вектор? Не раз оскандалившийся областной минздрав в вотчине не может, не особо стремится навести порядок? Или система подгнивает где-то выше? Не тешим себя иллюзией скорого оздоровления здравоохранения. Но, что можно попробовать предпринять в конкретных ситуациях, постарались подсказать.
Сроки получения медицинской помощи по ОМС
Для разных видов и форм оказания бесплатной медицинской помощи по ОМС предусмотрены разные сроки, в которые ее можно получить.
Безотлагательно оказывается медицинская помощь в экстренной форме.
До 20 минут — время, за которое бригада скорой медицинской помощи должна доехать с момента вызова до пациента для оказания скорой медицинской экстренной помощи.
В территориальных программах госгарантий время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
До 2 часов — срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должен превышать 2 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Максимум 24 часа — срок ожидания приема терапевта, участкового педиатра и врача общей практики не должен превышать суток с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Не более 3 рабочих дней — срок с момента постановки диагноза онкологического заболевания и до момента установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленной онкологией.
7 рабочих дней — срок проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания со дня назначения исследования.
От 7 до 14 рабочих дней — сроки ожидания оказания специализированной медицинской помощи (кроме высокотехнологичной), в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. Для пациентов с онкологическими заболеваниями этот срок сокращается до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).
14 рабочих дней с момента обращения или назначения — установлен срок для:
— проведения консультаций врачей-специалистов,
— проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи, проведения КТ, МРТ и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи.
В случае подозрения на онкологические заболевания этот срок сокращается до 3 рабочих дней.
При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию по онкологии для оказания специализированной медицинской помощи в установленные Программой госгарантий сроки.
По информации sogaz-med.ru