Кандидат медицинских наук Александр ШИШОНИН ранее уже рассказывал о недуге, которым страдают многие люди, – диабете. С возрастом он угрожает каждому второму человеку. В распространении болезни виноваты не только наследственность и пациенты, но и врачи. В предыдущих беседах мы узнали много неожиданного и, надо прямо сказать, удивительного об этой болезни. Поняли, что медицина болезнь эту не лечит, а лишь заметает мусор под ковёр, пряча от пациентов симптомы болезни с помощью токсичных препаратов. Здоровья это не добавляет. Сегодня заключительная часть беседы об этом недуге.
– АЛЕКСАНДР Юрьевич! Я, честно говоря, под впечатлением от наших бесед. Поэтому, прежде чем перейти к взрослым, давайте закончим с детьми. Вы меня тут поразили. Никогда бы не подумал, что какая-то родовая травма может быть причиной последующего диабета первого типа у ребёнка!
– А что тут удивительного? Неловкий поворот головки во время родов, что случается, к сожалению, очень часто, поскольку роды – весьма травмоопасный процесс, может вызвать микроскопическое кровоизлияние в стволе головного мозга, который отвечает за всю телесную автоматику и за развитие всех органов. А недоразвитие органа, например, поджелудочной железы с её последующей перегрузкой углеводами да ещё на фоне наследственной слабости данного органа может привести к дурным последствиям. Причём углеводная перегрузка порой начинается не только во время искусственного вскармливания дешёвыми сладкими смесями, но даже и до рождения, о чём мы сейчас поговорим.
Вот вы знаете, что ещё кроме моего теоретизирования недвусмысленно указывает в сторону гипоталамуса и родовой травмы как возможной причины будущего диабета? Тот факт, что дети, склонные к диабету, часто появились на свет в трудных родах. Так что это первый вопрос, который я задаю матери, – какими были роды. И она обычно подтверждает: «Ой, я так тяжело рожала. У меня ребёнок был 5 килограммов!»
Граждане и даже врачи обычно умиляются: богатырь! А хорошего в этом «богатырстве» мало: всем детям крупнее 4 кг родовая травма гарантирована: ну как большой предмет достать через маленькое отверстие, не деформировав? Норма веса младенца – от 2, 5 до 3, 5 кг – была определена природой не зря. Всё, что выше и ниже, – аномалия, чреватая в будущем проблемами со здоровьем.
И тут возникает вопрос: а почему ребёнок оказался у этой женщины столь большим – аж 5 кг? Да потому что сахара было много, который он ещё в утробе переработал в жир. А почему сахара было много? Потому что мама жрала как не в себя. И ведь не в себя! А в ребёнка, над которым потом все умиляются: ах, какая милая младенческая припухлость! Но он просто жирный уже с рождения… И его поджелудочная уже с утробных времён не справляется с таким количеством сахара.
– Кстати, напомните гражданам какой-нибудь самый простой способ проверить своё чадо на былую родовую травму.
– Проверить на бытовом уровне, была ли у него родовая травма, очень просто: если сзади на затылке у младенца – там, где кончаются волосы и начинается шея, есть красные или бордовые пятна (их ещё называют «пятнами аиста»), значит, родовая травма точно была и нужно править шею, чтобы избежать возможных последствий. А последствия могут быть самые разные – не только диабет – и проявиться они могут не только в детском возрасте, но и во взрослом, например, сократив жизнь человеку лет на двадцать. Мы об этом уже говорили в других беседах и поговорим ещё. А сейчас завершим разговор о детях и вернёмся к взрослым.
Мы упоминали, что сейчас дети заболевают не только первым типом диабета (с которым наука не очень понимает, что делать, поэтому просто «протезирует» человека внешним инсулином), но и диабетом второго типа. И вот с ним проще. Если ребёнок свалился в диабет второго типа, нужно сделать несколько базовых вещей, чтобы избавиться от болезни:
– починить «управляющую микросхему» – гипоталамус, наладив его нормальное кровоснабжение, то есть доставку кислорода и питательных веществ в ствол головного мозга;
– наладить общее питание организма, исключив углеводы полностью;
– отдать ребёнка в секцию, чтобы двигался. Лучше всего показан марафон.
Очень важно починить ребёнку шею, устранив последствия родовой травмы для того, чтобы наладить кровоснабжение ствола головного мозга, который оркестрирует все процессы в организме. И лучше сделать это в первый месяц жизни, когда идёт активное доформирование поджелудочной железы. Да и вообще в младенческом возрасте это сделать проще всего.
– Возвращаюсь к своему вопросу из прошлой беседы – влияют ли проблемы в шее у взрослых людей на формирование у них диабета? Ведь если такое влияние есть, это же настоящее открытие!
– Чтобы понять, как влияют остеохондрозные проблемы в шее на появление и развитие диабета, много ума не нужно. На примере гипертонии это влияние мы уже разобрали в прошлых беседах. Теперь давайте разберёмся с диабетом.
Что происходит, если шея зажата спазмами и подвывихами позвонков? Это значит, что частично перекрыт просвет позвоночных артерий, несущих кислород к мозгу. Человек вдохнул нормально, но из-за пережатости сосудов кислород к мозгу поступает в недостаточном количестве, и гипоталамус начинает подавать в тело неправильные команды: ствол головного мозга, ощущая недостаток кислорода, посылает сигнал в поджелудочную на снижение производства инсулина и повышение производства глюкагона.
– Зачем? И что такое глюкагон?
– Антагонист инсулина... Сейчас поясню. Логика управляющей системы простая: если энергии в виде кислорода клеткам мозга не хватает, а мозг надо питать, давайте перейдём на другие источники энергообмена – на гликолиз, то есть бескислородный (анаэробный) процесс энергообмена в клетках, работающий на глюкозе. Запасы глюкозы хранятся в печени в виде гликогена. А «распечатывает» запасы гликогена в печени, превращая его в глюкозу, вещество под названием глюкагон. Попросту говоря, организм начинает повышать уровень сахара в крови. Это и есть диабет. Вот так он и возникает.
То есть первый шаг борьбы организма за своё спасение при пережатой шее – повысить давление, чтобы протолкнуть всё-таки кровь с кислородом к мозгу, отсюда гипертония. А когда этот резерв исчерпывается, система на фоне повышения давления переходит на бескислородные источники питания, то есть на глюкозу, повышая её содержание в крови. Это второй шаг борьбы организма за самоспасение. И он называется диабет второго типа. Организм делает это не от хорошей жизни: с участием кислорода клетка получает энергии в 19 раз больше, чем в процессе анаэробного гликолиза. Но за неимением гербовой, пишут на простой, как раньше говорили. А переход клетки к бескислородным режимам энергообмена – это дорога к онкологии, потому что именно раковые клетки характеризуются гликолизным типом питания и потребляют огромное количество сахара.
Но на этом вся история не заканчивается! Дальше происходит третий этап драмы. Избыток глюкозы в крови начинает негативно воздействовать на разные органы, в том числе на печень. А у клеток печени множество функций. В частности, печень вырабатывает желчь. И гормональный дисбаланс, когда глюкагон преобладает над инсулином, приводит к истощению клеток печени, её клетки начинают вырабатывать некачественную желчь. Желчь становится густой, вязкой, из-за чего нарушается эвакуация желчи и образуется застой желчи в печени. В печени до 30 тысяч мелких желчных протоков. В которых эта желчь и застаивается. А застой желчи, в свою очередь, приводит к тому, что начинает быстро развиваться атеросклероз. Но про эту напасть мы поговорим в следующий раз. Там медицинских легенд и путаницы в головах не меньше, чем в истории с диабетом!