Аргументы Недели → Здоровье 13+

Молодёжь снова стала спиваться на радость торговле и политикам

, 14:27

С начала 2010-х молодёжь поголовно отказывалась от спиртного. Но в последние 2–3 года ситуация в России поменялась: возрождена система вытрезвителей, продажи водки снова пошли вверх. В Минздраве кивают на последствия коронавируса: дескать, на карантине людям больше и заняться-то было нечем. Но проблема гораздо шире. Свою роль также сыграл рост бедности и безработицы. А у властей нашлись свои резоны подыгрывать производителям спиртного, на продукции которых стоит фундамент розничной торговли.

Ещё в 2019 г. Всемирная организация здравоохранения отмечала, что за последние 15 лет потребление алкоголя в России уменьшилось на 43%. Тем не менее по итогам 2021 г. потребление водки на душу населения в России в сравнении с 2020-м выросло на 2% – до 5 литров на человека. Лидерами среди регионов остаются Сахалин, Карелия и Коми, где выпивают 10–12 литров «беленькой». Ещё более активными темпами растут продажи так называемых вкусовых напитков.

Всего за 2021 г. россияне выпили более 1, 5 млрд литров, или 2, 23 млрд бутылок, крепкого алкоголя, говорится в исследовании НИУ ВШЭ. Причём 98% этого объёма выпивается на дому, хотя в тучные нулевые народ мог себе позволить собираться в кафе и употреблять там до 30% легального оборота. А в прошлом году в сегменте общественного питания продали всего около 45–65 млн литров «крепыша». Пошло вверх и пиво, на которое ориентируется прежде всего молодёжь.

Эксперты объясняют происходящее прямо противоположными причинами. Одна группа считает, что ничего страшного не происходит. Продажи немного растут, потому что жёстче стал контроль за теневым сегментом рынка и просто стали больше проданного алкоголя учитывать. Плюс в пандемию люди стали реже ездить в отпуск за границу и выпивают свою «норму» в России.

Другие специалисты полагают, что подпольного алкоголя стало, наоборот, больше. Но если раньше это была заводская неучтённая продукция, то сегодня больше кустарей: гонит дедок самогонку да продаёт по знакомым. Отсюда и периодический дефицит сахара: мелких производителей всё больше, и они закупились «на перспективу».

Современная молодёжь переходит с пива на крепкий алкоголь обычно в 27–28 лет – сильно позже родителей. А многие – и вовсе никогда. Для рынка это очень плохо, поскольку в этот возраст вступает малочисленное поколение 1990-х годов. Спасение одно: если уже сейчас начнут по-взрослому бухать «беби-бумеры», родившиеся в начале XXI века.

У властей свой интерес. Они наверняка отметили, что малопьющие миллениалы и следующие за ними поколения куда лучше своих предков разбираются в развитии государства и общества. Молодым неинтересно вернуть в жизнь дешёвые хлеб и проезд в метро, они хотят видеть в армии чиновников удобный сервис, а не грозную мобилизующую силу. Поэтому призывы патриотов «подморозить страну» по примеру Александра III надо понимать так, что они и подпоить её не против – только бы отвлечь от общественной активности.

Подробности читайте в свежем номере «Аргументов недели».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram