«Тонкая красная линия». Выражение, обозначающее в английской культуре героическую оборону из последних сил, применимо сегодня к деятельности медиков в разных странах и регионах. И местами эта линия становится настолько тонкой, что рискует порваться.
В Нижегородской области борьба с COVID-19 дается медикам дорогой ценой. Под лечение ковидных больных переданы как минимум три корпуса областной больницы им. Семашко. Новый корпус, оперативно построенный на территории военного госпиталя на ул. Ванеева, работает на полную мощность. Под ковидный госпиталь перепрофилировали больницу № 5. Полный перечень лечебных учреждений, занимающихся сегодня в Нижегородской области лечением заболеваний, вызванных коронавирусной инфекцией, занимает добрые полстраницы. Отдельно существует служба наблюдения за инфицированными, у которых заболевание протекает бессимптомно или в легкой форме. На это, кстати, тоже нужны, говоря военным языком, «силы и средства».
Для предотвращения распространения инфекции большое значение имеет тестирование подозреваемых на наличие заболевания. И хотя Нижегородская область по объемам тестирования среди российских регионов находится в верхней части списка, проводимых тестов все равно недостаточно.
Всего в регионе тесты на коронавирус сдали почти 1,5 млн человек. В среднем за неделю охват тестированием составил почти 479 тестов на 100 тысяч населения – это один из самых высоких показателей за время пандемии.
Но темпы распространения коронавирусной инфекции растут и в регионе, и в целом по стране. Поэтому приходится оптимизировать использование имеющихся возможностей.
На прошлой неделе на федеральном уровне было объявлено об изменении подхода к проведению тестирования. Теперь «контактные лица» (то есть те, кто контактировал с коронавирусным больным) не будут тестироваться при отсутствии симптомов заражения (они только должны будут уйти в режим самоизоляции). Выписка из ковид-госпиталя будет производиться после одного отрицательного результата тестирования, а не двух, как это было раньше. А выписка из стационара на амбулаторное лечение разрешается до получения отрицательного результата лабораторного исследования (исключение составляют заболевшие, проживающие в коммунальной квартире, учреждениях социального обслуживания с круглосуточным пребыванием, общежитиях и гостиницах).
Это позволит сэкономить часть мощностей по тестированию, которых начинает не хватать для всех, у кого выявлены симптомы, подозрительные на коронавирус.
– На сегодня в регионе работают 18 лабораторий, часть исследований выполняют две организации из других городов. Нагрузка колоссальная: к примеру, только за минувшие сутки было протестировано более 17 тыс. жителей. В связи с этим мы приняли решение об открытии дополнительных лабораторий, – заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
На территории Нижегородской области планируется открыть еще четыре лаборатории для верификации тестов на наличие новой коронавирусной инфекции. Предполагается, что лаборатории появятся в Борской, Кстовской и Павловской ЦРБ, а также в городской клинической больнице № 30 Нижнего Новгорода.
На эти цели из регионального бюджета будет выделено 41 млн рублей, плюс к этому предполагается привлечь еще 26 млн рублей благотворительных средств.
Но количество выявляемых заболевших растет. Их надо лечить. Для этого перепрофилируются лечебные учреждения, которые из-за этого перестают оказывать профильную медицинскую помощь. Растут очереди на плановые обследования и операции. В августе, когда первая волна уже схлынула, в некоторых поликлиниках записывали на ЭКГ на декабрь, а на ЭКГ-мониторирование – на март–апрель 2021 года. Очередь выросла из-за временного прекращения работы поликлиник во время весеннего карантина. Сейчас поликлиники работают. Но контактирующий с пациентами медперсонал – это тоже люди. Несмотря на все меры предосторожности, они тоже заражаются и заболевают. И должны выдерживать карантин, чтобы не подвергать риску своих пациентов. А в это время кто будет принимать их пациентов?
Медики, работающие в красных зонах, заболевают, несмотря на все меры предосторожности и костюмы индивидуальной защиты. На их места встают другие. Они переводятся из других лечебных учреждений (оголяя фронт работы там).
По информации от источников «Аргументов Неделi» в системе здравоохранения, некомплект медперсонала в поликлиниках города составляет от 30 до 70 процентов! Все чаще люди сталкиваются с невозможностью записаться на прием к врачу в ближайшие дни. Появились случаи, когда вызванный на дом врач не приходит к пациенту.
Не имея возможности обратиться к врачу, люди вызывают скорую помощь. А так как скорая перегружена заявками на госпитализацию ковидных больных, машин и бригад начинает не хватать. Надо понимать, что сама процедура госпитализации из-за необходимости проверки на COVID-19 сегодня более продолжительная, и бригады успевают отработать за смену меньше вызовов.
В результате пожилая пациентка с острой болью живота ждала вызова 3,5 часа. К 94-летней старушке с острым гипертоническим кризом (давление 210 на 108) и подозрением на инсульт скорая приехала через 5,5 часа, а задыхающемуся и синеющему 84-летнему больному пришлось ждать бригаду скорой семь часов!
Это самые яркие проявления перегрузки системы здравоохранения. Но людей не хватает на всех уровнях. В одной крупной нижегородской организации с собственной небольшой медсанчастью из пяти медсестер, занимавшихся проверкой температуры на проходной у приходящих на работу, три уже заболели. И, если научить пользоваться дистанционным измерителем температуры можно любого сотрудника, то кто будет выполнять их медицинские обязанности?
В части бригад скорой сегодня места медсестер/медбратьев заполнены старшекурсниками медуниверситета. Кто-то из студентов работает в ковид-госпиталях. Но и этот ресурс медработников не бесконечен.
Пока не началась массовая вакцинация, единственный способ помочь нашей медицине справиться с распространением коронавирусной инфекции – это соблюдение мер социального дистанцирования и использование средств индивидуальной защиты. Путь эффективность этих мер не абсолютна, но они снижают скорость распространения инфекции, а значит, уменьшают количество заболевших за один день. То есть снижают нагрузку на систему здравоохранения. И неважно, насколько опасным вы считаете сам коронавирус: соблюдая меры предосторожности, вы помогаете медицине сохранить немного сил, чтобы бороться с остальными болезнями, которые никуда не исчезли.
В ноябре 1941 года бойцы Красной армии из последних сил пытались остановить рвущиеся к Москве части вермахта. И выстояли. И с подходом сибирских дивизий одержали первую громкую победу над победителями Европы. Сейчас, 79 лет спустя, нам надо продержаться до массового поступления вакцины. Всем вместе.
Прямая речь
Вице-губернатор и министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов поделился в своем аккаунте в Facebook впечатлениями от визита на центральную станцию скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода и планами по совершенствованию ее работы.
– Был сегодня на центральной станции скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода. Тяжело коллегам. Звонки идут сплошным потоком. Но эти звонки не только надо принять, но и выслать бригаду. А потом, если понадобится, довезти пациента до стационара.
Что удалось сделать за последнее время? Запустили программное обеспечение. Оно позволяет быстрее принимать и обрабатывать вызов. Кто знает, как сложно внедрять программное обеспечение, тот поймет, какой это непростой шаг. Но наши диспетчеры, супердевушки и парни – справились! Спасибо им! От бумаги уходим в цифру.
На станции появляется медицинский отдел. Бывают случаи, когда пациента или его родственников нужно проконсультировать о методах доврачебной помощи. Будем рады видеть в рядах таких консультантов тех, кто имеет медобразование. Желательно на постоянку.
На станции появился даже психолог. Иногда требуется и такая помощь.
В режиме прямого эфира анализировал входящие вызовы. 40% вызовов идет на показания, не относящиеся к скорой помощи. Сыпь на ноге. Боль в спине – остеохондроз. Тремор в руках – вчера перебрали. Выбитый зуб. И прочее. Диспетчеры мягко стараются объяснять, что это не экстренные показания. Но времени на объяснения тоже тратится довольно много.
Что будем дальше делать?
Улучшать сортировку вызовов.
Наращивать количество бригад и машин. В ближайшее время должны еще 15 новеньких автомобилей встать в строй нашей скорой команды.
Поручил заместителю, курирующему скорую помощь, проработать вместе с руководством организации речевые модули для приема вызовов. Важно давать максимально исчерпывающую информацию за короткое время. Сделаем.
Всего 40 минут на станции. Но времени хватило оценить, что есть движение в лучшую сторону.
Они тоже борются за каждого и помогают всем!