На борьбу с распространением коронавируса были брошены значительные медицинские ресурсы. Отсутствие резерва и запаса прочности вынудило систему здравоохранения на время «забыть» о других болезнях и плановых обследованиях. В частности, сильно пострадали онкобольные. Люди в соцсетях жаловались, что лекарства дорожают, а операции по удалению опухолей переносятся на неопределённый срок. Какие выводы сделаны из этой ситуации?
28–29 ОКТЯБРЯ состоялся V Всероссийский конгресс онкологических пациентов. Среди прочих на нём выступил советник президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. Главный посыл Фадеева – необходимо провести анализ сложившейся ситуации:
«Понятно, что огромные силы брошены на борьбу с эпидемией, а другие секторы здравоохранения оказываются ослабленными. Так происходит во всех странах, потому что эпидемия чрезвычайно опасна. Но что происходит в других секторах? Во время подготовки доклада «Уроки эпидемии» мы пытались найти цифры, насколько ослаблены (если ослаблены) эти секторы (онкология, сердечно-сосудистые заболевания и другие), сколько пациентов не получили вовремя помощь (если не получили), какова смертность (если она повысилась) в связи с мобилизацией системы на борьбу с коронавирусом. Пока такой информации нет. Рано или поздно эпидемия закончится, и надо понимать, какие мобилизационные мощности держать в резерве на случай новой эпидемии, сколько должно быть госпиталей, палат, врачей и медсестёр».
Близится конец года, прирост заболевших всё больше – когда же министерство планирует провести оценку? Когда всё кончится и будет уже поздно?
Совсем недавно в Томске пришлось из-за занесения «короны» закрывать три отделения в НИИ онкологии, а в Орловской области приостановлена вообще вся деятельность по диспансеризации. В целом ситуация в некоторых регионах выглядит напряжённой. Возможно, и из-за иллюзии, что летом коронавирус нас покинул.
Так, Фадеев поднимал проблему дезинфекции. В частности, при СПЧ создана рабочая группа по общественному контролю за проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий, в состав которой вошли представители крупных общественных организаций, эксперты в сфере дезинфектологии и эпидемиологии, врачи и представители ответственных ведомств. Оказалось, что до 40% дезинфицирующих средств, которые используются в России, в лучшем случае вообще бесполезны!
Как поясняет председатель СПЧ, средства завозятся откуда попало, лицензирование они не проходят, а многие организации, которые занимаются дезинфекцией, вообще не умеют правильно это делать.
Ещё одна проблема – внутрибольничная инфекция. По словам Фадеева, число пациентов, которые чем-то заразились в больнице (не обязательно «короной»), колеблется от 25 до 2, 5 млн в год! Вилка гигантская!
«Мы даже не понимаем, сколько пациентов получили какую-то заразу в больницах. Мы плотно работаем с Роспотребнадзором, который озабочен этой проблемой. Здесь нужно помогать», – отметил Валерий Фадеев, добавив, что планирует подготовить к встрече с президентом России доклад по теме дезинфекции с предложениями о том, как выходить из этой непростой ситуации.