Меня всегда удивляли термины и фразы типа «весеннее обострение» или «осеннее обострение». А ещё большее недоумение вызывает то, что именно в это время растёт количество больных в поликлиниках. Причём самых разных, начиная от тех, кто жалуется на банальную температуру, и заканчивая пациентами, скажем так, специализированных клиник. Например, я гораздо хуже себя чувствую летом. У меня обостряется гастрит, начинаются головные боли, а вот весна и осень для моего организма – лучшее время. И так с юных лет. Как это объяснить? Дмитрий Афонин, Волгоград
Вначале скажем банальную фразу: любая перестройка организма – это стресс. А каждый переходный период – это перестройка организма и его биоритмов. Медики считают, что нарушение биоритмов снижает активность, понижает тонус, является стрессом для человека и даже изменяет скорость роста клеток.
ПРАКТИЧЕСКИ во всём мире в официальной медицине используются термины «весенний синдром» и «осенний синдром». Или «обострения».
Но в последнее время ситуация несколько меняется. Всё дело в том, что изменяется климат (который называется одной из главных причин, хотя и далеко не единственной) и частенько могут быть тёплые зимы, например, или, наоборот, холодное лето, как было в этом году в средней полосе России. Поэтому переходный период сейчас – понятие достаточно условное. И до сих пор чёткого объяснения, почему происходят перемены (как правило, в негативную сторону) именно в весенне-осенний период, нет. А почему не в летне-зимний, например? Или в какой-то другой? Но статистика неумолима. И пока она утверждает, что разного рода заболевания, обострения, причём не только хронические, приходятся на весну и осень.
Однако отмечается и такой факт: несмотря на место жительства человека, будь то тёплые Африка, Испания, Италия или холодные Чукотка и Скандинавия, промозглый Лондон, процент больных этим самым весенним или осенним синдромом практически одинаков! Причём в простудных заболеваниях тоже! Хотя в ряде стран и даже континентов тёплая «летняя» или, наоборот, холодная «зимняя» погода может длиться круглый год! Парадокс? Совсем нет.
Дело в том, что организм человека, его клетки формировались веками и поколениями. Кроме того, в последние несколько лет произошли смешения рас, национальностей. Менялись структура питания, менталитета и, само собой, генетика. Ну и роль психологии никто не отменял. Не зря существует известная поговорка, что всё идёт от головы. Добавлю: ещё и от внушения, воспитания и многого другого. Поэтому и организм выработал своеобразный алгоритм действия. Привычку, если хотите.
Ну и не следует забывать ещё об одной общеизвестной истине: каждый человек и его организм индивидуален. Несмотря на то что у всех есть сердце, печень, селезёнка и прочее.
Главная ошибка, которую зачастую совершают в поликлиниках, – при, скажем так, «лёгких» или «традиционных» заболеваниях практически для каждого пациента применяются одинаковые методы лечения. При простуде выдаётся определённый набор рецептов и рекомендуются, как считается, проверенные профилактические меры. Ну и конечно, общепринятые советы также в ходу: воздержаться от спиртного, курения, сбалансировать питание. И в целом это правильно.
Но расскажу один случай из собственной практики. Один пациент долгие годы мучился язвой желудка. Причём, если после прохождения гастроскопии, он начинал придерживаться строгой диеты, не позволяя себе практически ничего лишнего, то состояние его ухудшалось. А помогало ему обычное… сало! Ну помогало, может, громко сказано, но, как минимум, вреда не приносило. Которое в таких случаях употреблять обычно категорически не рекомендуется. В нашей классической медицине этот продукт при заболеваниях желудочно-кишечного тракта чуть ли не к яду приравнивают! Однако в ходе дальнейших бесед с пациентом выяснилось, что несколько поколений его предков жили на Украине и имели собственную коптильню, в которой производили сало. Это чуть ли не веками было их обычной домашней пищей. Поэтому привычка и психологические стрессы при отсутствии данного продукта играли с организмом злую шутку.
И каждую осень, когда он приезжал в родные края и начинал употреблять сало, – состояние улучшалось. Как только он возвращался на место работы в другой регион и лишался привычного с детства продукта, начинались проблемы.
Поэтому всегда рекомендую коллегам из государственных лечебных учреждений, несмотря на все проблемы и жуткий цейтнот (когда время приёма до безобразия ограничено), всё-таки подробнее расспрашивать пациента. И подкреплять это диагностикой. Благо в крупных городах, как правило, с качественной аппаратурой проблем нет. Лучше лишний раз выслушать человека и проверить. Несмотря на всю статистику и традиционность. А пациенту нужно не стесняться рассказывать об индивидуальных особенностях своего организма, анализировать его состояние и делиться своими соображениями с доктором. И тогда будет найдено правильное решение проблемы, а значит, и методы лечения.