Несколько недель назад на сайте Минздрава появился проект «Порядок организации медицинской реабилитации детского населения». Такой нормативный документ в России создаётся впервые, и он вызвал бурные дискуссии. Сейчас проект проходит общественное обсуждение. Своим мнением на эту тему поделилась главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по детской реабилитации заслуженный врач РФ Татьяна Тимофеевна БАТЫШЕВА.
Что такое Порядок? Зачем он нужен?
Порядок оказания медицинской помощи – это сугубо медицинский нормативно-правовой документ, который направлен прежде всего на организацию работы в части оказания медицинской помощи, реабилитации. Он закрепляет общий регламент проведения медицинских мероприятий, определяет необходимые нормы.
Порядок – это то, без чего не может полноценно функционировать любая система. И поэтому создание отдельного детского Порядка – это огромный шаг вперёд. Детская реабилитация сейчас активно развивается. И конечно же, существенно отличается от взрослой. Концепция выздоровления у детей другая. Поэтому сроки, объёмы, подходы к оказанию помощи должны быть совсем другими, потому что мы говорим о развивающемся мозге, о растущем организме.
Ещё одна важнейшая функция Порядка: это инструмент защиты. Защиты наших детей от некачественного, неправильного, никем и ничем не регулируемого проведения реабилитации непрофессионалами. С развитием отрасли широко стала развиваться и индустрия «псевдопомощи». И важно понимать, что тут речь идёт даже не просто о каких-то нарушениях. Речь идёт об упущенном драгоценном времени, некомпетентности некоторых «специалистов», которая подчас становится роковой. К несчастью, мы знаем много примеров, когда подобное обращалось трагедией и для малышей, и для родителей.
Общественный резонанс вызвали некоторые понятия и положения, о которых говорится в Порядке. Например, «реабилитационный потенциал», курсовое лечение. Насколько это оправданно?
Понятие «реабилитационный потенциал» не новое. В нашей отечественной практике это понятие закреплено в приказе 1705н. И само собой, это коррелирует и с общемировой практикой. Все, кто доказывает обратное, могут открыть, например, «Белую книгу» по физической и реабилитационной медицине в Европе и убедиться в этом.
Впервые для определения реабилитационного диагноза и прогноза использована международная шкала функционирования, которая позволяет прогнозировать ход реабилитации. Расширен перечень оказываемой помощи: внесён регламент помощи детям с онкозаболеваниями, заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Впервые описана деятельность отделения для детей с нарушениями слуха. Ничего подобного раньше не было.
Мы отказались от категоричной формулировки, что отсутствующий или низкий реабилитационный потенциал служит основанием для отказа от проведения ребёнку медицинской реабилитации, целенаправленно не привели перечень противопоказаний к проведению восстановительного лечения, чтобы у части реабилитационных центров не было повода к необоснованному отказу детям по формальным обстоятельствам. Однако ставить запрет врачу на использование самого механизма оценки состояния пациента – это просто непрофессионально.
Что касается критических высказываний в отношении курсового проведения медицинской реабилитации в условиях стационара. Это тоже на самом деле вопрос полностью медицинский. И объём реабилитации, а также сроки назначаются врачом индивидуально в каждом случае.
Некоторые комментарии в адрес Порядка мы вынуждены просто игнорировать в силу того, что они заведомо абсурдны. Самый частый среди подобных связан с тем, что кто-то якобы собирается запретить реабилитацию. Порядок ни в коей мере не предусматривает ограничений в получении услуг по медицинской реабилитации детьми, а все заявления о запрете – это провокация.
Что будет дальше с Порядком?
Проект сейчас проходит обсуждение, как и планировалось. Мы обрабатываем все поступающие к нам предложения, дополнения и обсуждаем с экспертами. И только после этого примем окончательные решения.
На минувшей неделе в Общественной палате РФ касательно проекта Порядка состоялось открытое онлайн-совещание с региональными общественными палатами. Совещание прошло при участии Елены Николаевны Байбариной, директора департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения, экспертов в области медицины.
А если говорить о реабилитации в целом?
Реабилитация – это не только медицина. Реабилитация – это всегда комплекс различных направлений помощи, слитых воедино. И достижение значимых результатов в этом процессе напрямую зависит от полноценного применения всех доступных методов. Медицинская и социальная реабилитация не возможны без психолого-педагогической, социокультурной, спортивной реабилитаций. Эта концепция - ключ к всестороннему развитию ребенка, становлению его как личности. Получая двигательные навыки, ребенок, безусловно, остро нуждается и в поддержке психолога, и в коррекционной работе с логопедом – дефектологом, и в специализированной индивидуальной программе социализации.
Так, например, одним из важнейших направлений в реабилитации, активно развивающихся в нашей клинике, является спорт. Уже несколько лет на базе центра реализуется проект «Москва как стартовая площадка развития паралимпийского спорта», основанный и поддерживаемый Мэром Москвы С.С. Собяниным.
В центре создана уникальная Лаборатория спортивного прогноза. На основе специальных тестов для каждого ребёнка подбирается тот вид спорта, который ему подходит по физиологическим параметрам. На занятиях адаптивными видами спорта создаются условия, при которых вместе с лечебной физкультурой, мануальным и медикаментозным лечением, ортопедической и психологической коррекцией заметен стойкий оздоровительный результат даже при непродолжительных сроках.
Пара-карате, следж-хоккей, футбол, армрестлинг, фехтование, бадминтон – и это лишь часть того, чем сегодня занимаются наши дети, достигая невероятных результатов.
Пока такой наш опыт является уникальным, но уверена, что в будущем мы будем масштабировать такие проекты в разных регионах. Чтобы у каждого из наших ребят была возможность развиваться.