Недавно Всеросси́йский це́нтр изучения обще́ственного мне́ния опубликовал данные опроса граждан, согласно которому сфера медицины и врачи в наибольшей степени поражены коррупцией (пресс-выпуск ВЦИОМ от 03.07.2017). Что стало причиной такой нелицеприятной оценки?
По мнению медицинских юристов, обсудивших проблемы этой чувствительной области социальной сферы в режиме видео-конференции, сказалось недовольство населения качеством медицинского обслуживания в государственных учреждениях здравоохранения, а также противоречие между декларируемыми со стороны государства правами граждан на получение бесплатной медпомощи и ограниченными финансовыми ресурсами медицинских организации по её осуществлению. Еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого при поддержке администрации края, решил узнать мнение приморцев о проблеме и путях её решения.
Весной прошлого года (№20 от 26 мая 2016) на наших страницах вышла публикация «Лечить нельзя отказать». Речь в ней шла о том, как больше года житель Владивостока добивался своего конституционного права на получение высокотехнологичной медицинской помощи – операции по протезированию тазобедренного сустава. При сегодняшнем уровне развития медицинской науки и практики проводится она быстро, правда, по выделенным квотам. А вот с получением последней у героя нашего прошлогоднего повествования случились сложности. Узнав, что у больного кроме проблем с ногами есть и ВИЧ-инфиницированность, ему под разными предлогами стали отказывать в помощи.
Тогда врачи объясняли своё нежелание оказать помощь человеку опасениями за его жизнь, мол, больной мог умереть на операционном столе от потери крови… «Что же мне делать?» – недоумевал наш приморец, получивший качественную медицинскую помощь в борьбе с ВИЧ-инфекцией, но столкнувшийся с отказом в предоставлении ему отработанной и ставшей обычной операции. Никак не решавшихся на выдачу разрешения врачей больной готов был освободить так пугавшей их ответственности за неблагоприятный результат и подписать все мыслимые и немыслимые разрешительные бумаги, чтобы придать им смелости. Его долгие хождения по бесчисленным инстанция приобрели почти эпический размах, но результат дали совсем иной от ожидаемого – не желающего становится инвалидом чиновники от медицины стали называть скандалистом, сутяжником, подозревать в обмане и даже более того – в мошенничестве и попытке получить некую выгоду…
Тогда у нашего больного, вернее, у его близких возник естественный вопрос: можно ли сделать необходимое ему протезирование тазобедренного сустава не по квоте и без долгого согласования, за наличные? Оказалось, что можно. Но нужны были деньги, операция дорогостоящая. Таких в наличности у инвалида второй группы просто не оказалось.
Казалось, безнадежная ситуация получила благоприятное разрешение только при личном обращении к министру здравоохранения Веронике Скворцовой, когда она приехала во Владивосток для участия во втором Восточном экономическом форуме. Сначала министр даже не поверила, что гражданину отказывают в медицинской помощи. «Такого не может быть», – категорично заявила в ответ на жалобу Вероника Игоревна.
В итоге приморцу таки сделали операцию. В конце прошлого года, в столице. Без претензий к его ВИЧ-инфиницированности. Более того, ему предложили сразу же заменить тазобедренный сустав и на второй ноге, которая к тому времени так же стала беспокоить больного. И квота волшебным образом нашлась. Но по разного рода причинам операция не состоялась. Вернувшись домой наш больной вновь вынужден ходить по инстанциям, собирать справки и разрешения на получение квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь. На этот раз квоту ему дали, но на будущий год и с высокой долей вероятности перенесения её на год 2019…
Столь подробно рассказываем эту историю потому, что в ней есть некий намёк на предмет нашего разговора – коррупцию. Как отмечают специалисты, сегодня надо говорить не о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях. Это, в том числе, и искусственное создание «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определённых медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами и даже годами. Однако за определённую плату эти исследования проводятся более оперативно. Но далеко не всегда вымученная оплата медицинских услуг гарантирует их качество. По мнению экспертов, сегодня необходимо говорить о том, что больницы и клиники из лечебных учреждений превращаются в «торговые», в которых вместо квалифицированных врачей населению приходится иметь дело с коммерсантами от медицины.
Юристы, занимающиеся вопросами медицины, отмечают, что коррупция в лечебных учреждениях может принимать и другие формы. Самыми распространенными видами «взяток» называют выдачу больничного (листка временной нетрудоспособности) и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к работе или об освобождении от физкультуры; «качественную» операцию (в смысле, не «как всем», а с особым подходом, уходом за пациентом, применением лучших препаратов); за подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего побоев и телесных повреждений); за выписку «нужного» рецепта; за искажение истинной причины смерти; за досрочную выписку либо, наоборот, за продление госпитализации.
Сами врачи категорически не хотят комментировать случаи коррупционных проявлений. Так, в одном из краевых медучреждений представитель администрации на вопрос о причинах взяточничества в системе здравоохранения ушёл от ответа. Однако при этом замглавврача высказал претензии журналистам, мол, это «жёлтая пресса», в погоне за «жареными фактами» преподносит эскулапов сплошь нечистыми на руку, насильниками и извращенцами…
Между тем, как отмечал председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев, в среднем около двадцати процентов всех разбирательств по коррупции составляют уголовные дела в отношении медиков и педагогов. Правда, в основном они касаются мелких взяток, от 5 до 20 тысяч рублей. Впрочем, это для кого-то такие деньги – мелочь, а для большинства наших сограждан весьма солидная сумма.
В приватных беседах представители депутатского корпуса Приморья говорили о том, что основная и главная причина коррупции в медицине – низкие, если не сказать жёстче, доходы наших врачей. Как только изменится ситуация в экономике, начнут расти доходы населения, ситуация изменится.
Но есть и другие мнения. Председатель комитета Законодательного Собрания Приморского края по экономической политике и собственности Александр Костенко убеждён, что не следует ждать экономического роста. «Очень многое, если не всё, зависит от воспитания. То есть, борьбу с коррупцией нам в нашем обществе надо начинать с самого раннего возраста. Наши сограждане, что называется, с молоком матери должны впитывать неприятие такого явления как взяточничество. Так что это задача масштабная».
А его коллега по краевому парламенту председатель комитета по региональной политике и законности и организации работы заксобрания Дмитрий Новиков, создатель известной в крае телевизионной авторской программы «Сталкер» считает, что победить коррупцию поможет закон.
- Дмитрий Геннадьевич, как, на Ваш взгляд, избежать взяток в сфере здравоохранения?
- Я бы посоветовал каждому, кто сталкивается с такой проблемой, прежде всего написать заявление в правоохранительные органы.
- А после?
- А после дать взятку… в рамках оперативно-следственных действий, зафиксировать получение взятки и ждать решения суда.
- Это поможет искоренить проблему?
- Безусловно. Если граждане будут активно противостоять этой опасности, принципиально доводить дело до суда, коррупция пойдёт на спад.
Поддержал коллегу и глава комитета по социальной политике и защите прав граждан Законодательного Собрания края Игорь Чемерис.
А вот наш коллега, главный редактор одного из краевых печатных изданий считает, что достаточно быстро искоренить взяточничество и мздоимство можно лишь при наличии ярко выраженной политической воли, непримиримой позиции главы государства – если президент обратиться к народу с призывом навести в стране порядок, всё очень быстро придёт в норму.
Впрочем, остальные собеседники нашего еженедельника – и депутаты Законодательного Собрания Приморского края, и представители медицинского сообщества, и работники прокуратуры отмечают, что для борьбы с коррупцией нет универсального средства. Победить это зло можно только всем миром, комплексом мер политико-правовых характера по наведению должного порядка. Тут, очевидно, необходимо законодательно ужесточить ответственность за преступления коррупционного характера. Немаловажно для противодействия коррупции в здравоохранении повышение жизненного уровня работников здравоохранения, их социального статуса и престижа профессии. И безусловно важна работа по воспитанию в обществе крайне негативного отношения к коррупции. Взятка должно считаться гнусным поступком, который разлагает наши моральные устои. А разве можно жить, кода гнусность считается допустимой?
Георгий КАШИН