Аргументы Недели → Здоровье

Этапы большого пути (ФОТО)

, 11:52

Прошёл год с того времени, как в московский Центр неврологии доктора Шахновича поступила девушка в тяжелейшем состоянии после автомобильной катастрофы. Серьёзные черепно-мозговые травмы, посттравматическая энцефалопатия практически парализовали девушку – она не могла передвигаться, говорить и принимать пищу без посторонней помощи.

Местные врачи говорили о бесперспективности лечения и пророчили пожизненную инвалидность, но девушка продолжала бороться, а её родные обратились за помощью на федеральный канал. Спустя год, после нескольких курсов восстановления и реабилитации пациентка приехала в столицу уже сама, без сопровождения.

Шестнадцатилетняя Олеся Шаповалова была активной и жизнерадостной студенткой из станицы Упорной Краснодарского края, однако её жизнь чуть не оборвалась в одночасье. 1 октября 2014 года девушка попала в страшное ДТП, получила тяжелейшие травмы, трудно совместимые с жизнью: обширная внутримозговая гематома, ушиб обоих лёгких, многочисленные переломы. Более трёх месяцев она находилась в реанимации, и врачам удалось спасти ей жизнь. По словам отца Олеси, после выписки из реанимации дочь не получала необходимой медицинской помощи, чтобы начать восстанавливаться. В конце мая тревогу забила близкая родственница девушки, которая после долгого отъезда обнаружила её в тяжелом состоянии и обратилась за помощью на телепередачу «Пусть говорят». Тогда и было принято решение срочно госпитализировать Олесю, а лечение взять на особый контроль.

Первые шаги к успеху

В мае Олесю вместе с отцом доставили спецбортом МЧС в московскую Юсуповскую больницу, где она проходила лечение на первом этапе под руководством Виктора Александровича Шахновича – врача-невролога, доктора медицинских наук, руководителя Центра неврологии.

– Положение девушки было плачевное – на теле глубокие гнойные пролежни в области крестца, ягодиц и пяток, двигательных функций никаких: ни руки, ни ноги не двигались вовсе, – рассказывает специалист по лечебной физкультуре Наталья Викторовна Илюлина, – мы начали лечение с пассивной гимнастики в положении лёжа, Олеся почти не включалась в работу. Уже с первого дня в больнице мы постепенно пробовали её сажать, но с учётом серьёзной черепно-мозговой травмы, и, как следствие, отстутствием связи между головным и спинным мозгом, Олеся не чувствовала и не осознавала движений, да и вес из-за кахексии был катастрофически низким – 36 килограммов. Поначалу спина не выдерживала нагрузку из-за малой мышечной массы. Постепенно, когда позвоночник окреп, и Олеся уже могла сидеть, мы перешли к следующему этапу – учились самостоятельно пересаживаться с кровати на коляску и обратно. В процессе лечения мы постепенно пробовали частично вертикализировать нашу пациентку с помощью специальных аппаратов.

– Когда Олеся поступила на лечение, первое, чему мы стали учиться с ней в процессе занятий, – это сидеть и кушать левой рукой, потому как правая рука была намного слабее, – рассказывает эрготерапевт Юлия Викторовна Свитайло. – Заново учились держать ложку и пить из кружки, а 26 мая она впервые сказала мне чётко «да». В июне учились умываться и стали разрабатывать моторику пальцев – пробовали крошить хлеб птицам. У Олеси дома большое хозяйство, а животных и птиц тоже нужно кормить. В июле, когда руки окрепли и более-менее слушались, мы стали умываться обеими руками и чистить зубы, а затем старались вместе с ней готовить несложные закуски: тёрли на тёрке варёную, свёклу, морковь, готовили винегрет, заворачивали начинку в блины. При помощи специальной адаптированной доски Олеся резала хлеб и кусочки мяса для бутербродов. Старались самостоятельно одеваться, в августе пробовали даже перчатки надевать, а также учились расписывать цветочные горшки и вазы для украшения интерьера.

Благодаря интенсивной терапии, упорным стараниям пациентки и поддержке родителей Олеся уже через два месяца смогла самостоятельно сидеть, принимать пищу и произносить односложные слова. В первый раз она находилась в клинике около трёх месяцев – в августе её выписали, дали особые наставления и рекомендации до следующего приезда. В первую очередь это были задания на разработку рук и мелкой моторики, чтобы пациентка могла самостоятельно умываться, одеваться, приготовить простую пищу, пересаживаться на коляску и обратно.



Передвижение в ходунках

В январе 2016 года Олеся поступила в клинику второй раз. К этому времени она уже могла свободно обращаться с коляской. Обучили пациентку передвижению в ходунках из положения «сидя» с фиксацией в коленях. Благодаря домашним занятиям руки достаточно окрепли, и девушка училась самостоятельно вставать и садиться – старались довести до автоматизма выполнение движений. В январе Олеся при помощи эрготерапевта продолжила обучаться новым навыкам самообслуживания: стала причёсываться и самостоятельно закалывать заколки на волосы.



– Вся страна в это время ещё праздновала старый Новый год, поэтому мы пробовали делать ёлочные игрушки, раскрашивать и украшать ими ёлку. Мы стали учиться плести браслеты из резинок, делать из них различные украшения на заколки и по завершении сплели целую сумочку-кошелек. К этому времени Олеся переходит на новый важнейший этап – социализации в обществе: активно начинает переписываться с друзьями в социальных сетях, выкладывает собственные фотографии.

При выписке даём указания Олесе по передвижению в «туторах» — специальных ортопедических устройствах для фиксации коленей. Рекомендуем выполнять упражнения только на вставание и ходьбу для постепенного укрепления костей и мышц. Главное на этот момент – доведение движений до автоматизма.

Наша общая победа

– В середине июля Олеся приехала на лечение в третий раз. И мы увидели явный прогресс. Передвигается она в ходунках уже без фиксации коленей, ноги окрепли и могут выдерживать нагрузку. Олеся похорошела, набрала 20 килограммов – её вес сейчас в норме. Сейчас может ходить с опорой на трость, но у неё всё ещё нет полного ощущения ног из-за тяжёлого ушиба головного мозга. Здесь важно учесть психологический фактор, – объясняет инструктор ЛФК. – Если она держится за мой палец, подсознательно чувствует поддержку и может идти вообще без опоры! Сейчас мы активно работаем со скандинавскими палками. И концу этого курса планируем добиться полного передвижения без опоры с помощью тренажёра, а также самостоятельного спуска и подъёма по лестнице.



– Олеся изменилась до неузнаваемости, – подтверждает эрготерапевт. – В мае прошлого года она лежала «овощем», не координировала ни одной из рук и практически не двигалась. Сейчас у неё работают обе руки, она самостоятельно может удовлетворить первостепенные потребности. Олеся стала меньше уставать: год назад мы занимались с ней не больше 5–10 минут, а теперь мы можем полноценно заниматься целый час: мы с ней уже мыло пробовали приготовить, представляете! А ведь это очень трудоёмкий процесс – нашинковать основу, нагреть, довести до кипения, вовремя выключить, разлить в формы – здесь нужны быстрая реакция и мыслительная деятельность, чтобы понять и запомнить последовательность действий. Сейчас она уже запомнила практически весь алгоритм приготовления мыла, делает без подсказок и сама после занятия моет посуду. Для Олеси это не просто физический труд, а возможность выразить себя: она делает мыло по собственным дизайнерским проектам, подбирая цвета и различные композиции, и в дальнейшем может использовать эту возможность для заработка. Также под чутким руководством Олеся учится рисовать и вышивать крестиком на пластмассовой основе.

– Сейчас мы активно работаем над восстановлением речи, пока Олеся говорит только односложные слова, больше жестикулирует и улыбается, – рассказывает Виктор Александрович Шахнович. – К этому моменту она уже полностью вертикализирована, восстановлена мелкая моторика в руках, зарубцованы все пролежни, за исключением правой ягодичной области, которая находится в стадии заживления. К концу 1,5-месячного курса мы запланировали много нелёгких задач, и пока Олеся отлично со всем справляется. Мы искренне за неё радуемся, потому что её победа – это наша победа!

Дарья КУЗЬМИЧЁВА

 

Читайте также:

Другие новости по теме "Здоровье"

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram