В чём секрет семейного счастья? Люди встречаются, вспыхивает чувство притяжения. Появляется невидимая связь, которая с каждым днём становится всё сильнее и сильнее. Возникает желание вступить в брак и создать семью. Общение в такой семье является основой для понимания друг друга и улаживания конфликтов. Умение уступать, отдавать своей половине, не прося ничего взамен, и получать от этого истинное удовольствие, является нормой для этой семьи. И они счастливы вместе. В такой семье рождаются дети, которые обречены на счастье быть понятыми и принятыми со своими бедами и проблемами.
Семья уже не держит?
Однако модель счастливой семьи, к сожалению, не является правилом, скорее наоборот. По данным ООН, Россия по количеству разводов является одним из лидеров.Только за 2013 год в России было зарегистрировано 1,2 млн. браков и 660 тыс. разводов, то есть каждый второй брак повлёк за собой развод. Причинами разводов в соответствии с данными социологических опросов являются: измена одного из супругов, низкое материальное благосостояние, психологическая несовместимость, жестокое обращение одного из супругов, вмешательство родственников, алкоголизм и наркомания, отсутствие собственного жилья, невозможность завести ребёнка, тюремное заключение и болезнь. Корни этих проблем уходят в политические и экономические кризисы, социальную нестабильность, стремительный темп жизни, отягощённый негативными информационными перегрузками. Повседневная жизнь современной семьи сопровождается стрессами, отрицательными эмоциями, ежечасной заботой о достатке. Далеко не каждой удаётся справиться с такой напряжённой динамикой мира.
Кроме того, институт семьи, как таковой, перестаёт быть основополагающей нравственной ценностью общества, тогда как именно этот институт формирует основу этого общества, его политическую целостность и экономическое благополучие, создаёт первичную эмоциональную среду для новых его членов – детей, физическое и психическое здоровье которых напрямую зависит от качества этой среды. Именно семья формирует отношение детей к представителям ближайшего окружения – родственникам, и эта модель впоследствии служит примером для взаимодействия с другими членами общества. Именно семья делает первые шаги по воспитанию ребёнка, формированию его способностей, идей и взглядов. Под влиянием семейных ценностей формируются традиции и культура поведения, привычки и психические особенности ребёнка. Каждый наш ребёнок получает социальный, эмоциональный, бытовой опыт – «наследство» из детства, которое определяет его будущее, его состоятельность как члена общества, качество его личной жизни и качество его будущей семьи.
Процесс воспитания ребёнка был и остаётся чрезвычайно важным показателем зрелости семейных отношений. Как ни странно, но в полной материально обеспеченной семье зачастую используются квазиметоды воспитания, выраженные в чрезмерной опеке и/или тотальном контроле над жизнедеятельностью ребёнка. Любое его желание, как правило, предупреждается и исполняется. Столкнувшись с другими реалиями, эти дети испытывают трудности в социализации, могут быть подвержены депрессии, воспринимая окружающий социум враждебным для себя.
Другой стороной медали квазивоспитания может быть тотальный контроль,при котором взрослые считают, что сами знают, что надо их ребёнку: с кем дружить, чем заниматься. Родительская авторитарность рождает у детей чувство неуверенности, несамостоятельности, потерю чувства собственного достоинства, задержку в развитии индивидуальных личностных качеств.
Обычно в среднестатистической семье наблюдается тенденция дефицита воспитательного процесса. Родители, занятые заботой о пополнении семейного бюджета, порой катастрофически мало времени уделяют своему ребёнку. В родительской среде широкое распространение получил обывательский подход к воспитанию – сыт, мол, одет, и слава богу! – ни на что другое нет ни сил, ни времени. И действительно, ритм жизни у многих взрослых достаточно напряжённый. Особенно это касается мегаполисов, где только дорога на работу и с работы занимает более трёх часов. Ребёнок не чувствует эмоционально заботы взрослых, ощущает одиночество и ненужность. Это приводит к внутренним страданиям ребёнка, может привести к отставанию в физическом и психическом развитии, невротическим привычкам, депрессии, суицидальному настроению. Общение является основным инструментом воспитания. Именно общение помогает ребёнку развивать свои память и мышление, личностные индивидуальные качества; формировать опыт сопереживания, познания, стимулировать к самоуважению и уважению своих сверстников, взрослых.
Цифры нашего позора
Нельзя также не сказать о влиянии родительских конфликтов на психическое здоровье ребёнка. Становясь пассивным свидетелем конфликта, он ощущает себя беззащитным и несчастным. Его мир, ограниченный миром близких ему взрослых, начинает разрушаться, что приводит к травме его психики. Одна из главных потребностей ребёнка – это стабильность и безопасность.
В последнее время растёт число детей, родившихся в гражданском браке. Отрицание, нигилизм в отношении института официальной семьи приобретает, к сожалению, модную тенденцию.
Согласно статистике, 30% детей в России рождается в неполной семье, а точнее, у матерей-одиночек. Воспитание ребёнка в условиях неполной семьи сопряжено с рядом трудностей, включающих, как правило, дефицит внимания со стороны матери, которая может быть больше занята на работе. Вступая в социальные отношения с окружающим его миром, ребёнок знакомится с ролью отца. При этом, не имея жизненного опыта общения с последним, он приобретает чувство неуверенности и страха перед посторонними мужчинами. Немаловажную роль к тому же играет пол ребёнка, обстоятельство, которое может осложнить воспитательный процесс одинокой матери. Характер проблем, возникающих у неё с дочерью, может коренным образом отличаться от тех, что возникают с сыном. Мальчики при этом более уязвимы и реагируют на отсутствие отца более болезненно.
Одной из наиболее острых проблем в отношении сохранения психического здоровья ребёнка является проблема домашнего насилия. Запугивание, нанесение побоев и увечий, издевательства, ущемление достоинства, обидные прозвища, использование ребёнка как средство для манипуляции при выяснении отношений со второй половиной – все эти виды насилия ежечасно совершаются над самой беззащитной категорией населения – детьми. Даже если ребёнок не подвергается насилию от членов семьи, то, включив телевизор, открыв модный дайджест, он получает ежедневную порцию насилия, услужливо предлагаемую боевиками, ток-шоу, до крайности милитаризованными мультиками и игрушками. Ни для кого не секрет, что уровень бытовой культуры населения вне дома также остаётся достаточно низким, что является постоянной причиной агрессии на улице, в общественном транспорте, в магазине. В соответствии с данными Министерства внутренних дел Российской Федерации только за 2013 год было совершено 84 055 преступлений в отношении несовершеннолетних. Стоит отметить тот факт, что выявленные случаи не отражают полной картины, так как зачастую о случаях насилия в семье никто из посторонних не знает. Социально-психиатрические последствия для детей – жертв насилия, тяжёлые, наносящие огромный вред их физическому и психическому здоровью. Вплоть до самоубийства жертвы. Цифры статистики говорят сами за себя. По количеству подростковых суицидов, совершённых в возрасте 15–19 лет, Россия занимает первое место в мире. По уровню детских суицидов – второе место в Европе. Травмированный ребёнок часто начинает проявлять агрессию по отношению к другим людям. Так, в 2013 г. было зарегистрировано 55 641 преступление, совершённое несовершеннолетними, 174 477 детей стоят на учёте в ПДН.
По данным Министерства образования Российской Федерации, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на конец 2013 года составляла полмиллиона. Эти дети поступают в дома ребёнка, детские дома либо обеспечиваются семейными формами устройства: патронатные и приёмные семьи, опека, временная передача детей в семьи, усыновление. Здесь особенно важно повышенное внимание к психике ребёнка, которая уже была подвержена стрессам, эмоциональному пренебрежению, психологическому или физическому насилию.
Время бить тревогу
Приведённые данные не могут не беспокоить нас, врачей-психиатров, а также психотерапевтов, психологов, социологов, педагогов, деятелей культуры, искусства, спорта, представителей общественных и деловых кругов, которые объединились для решения вопросов по охране психического здоровья населения России. Союз охраны психического здоровья приоритетным направлением считает профилактику психических заболеваний среди детей, которая невозможна без работы с семьёй. Основа психического здоровья – это правильное воспитание, комфортный климат дома, благоприятное внешнее окружение, наконец, ответственность нас, взрослых. Именно поэтому столь важным является система профилактических мероприятий, включающих психиатрическое просвещение, а также деятельность, к которой должны быть привлечены все члены нашего общества. Одним из таких видов профилактической деятельности является наш проект – Общероссийский конкурс «Здоровое поколение», который направлен на поддержку организаций различных организационно-правовых форм собственности, которые предоставляют услуги детям и молодёжи в сфере охраны психического здоровья.
Регламент конкурса включает три тематических направления.
В рамках первого направления организациям-участникам предлагается разработать профилактические интерактивные программы, которые могут быть реализованы самими подростками под патронатом опытных наставников – профессиональных психологов. Стратегия этой программы основывается на «каскадном» методе обучения: специалисты-психологи обучают подростков, а те, в свою очередь, становятся проводниками программы среди своих сверстников.
В рамках второго направления конкурса будут поддержаны профилактические программы, обеспечивающие общественно-полезную занятость детей и подростков и помогающие выявить его способности и/или склонности, которые позволят эти способности развить.
В рамках третьего направления конкурса поддерживаются профилактические программы, в которых представлены механизмы преемственности поколений, когда представители старшего поколения делятся своими опытом и знаниями с детьми. Мы надеемся, что удастся получить хорошие примеры обмена мудростью и опытом на энергию молодости, что в целом будет способствовать улучшению психического здоровья обеих сторон.