Люди, которые более восприимчивы к ритму, демонстрируют более последовательную реакцию мозга на речь. Ученые считают, что обучение музыке может способствовать развитию функции восприятия речи. Ритмичное движение требует от мозга синхронизации тех частей, которые отвечают за слух и движение. Авторы работы, опубликованной в Журнале Нейронауки (The Journal of Neuroscience), решили подробнее изучить связь координации движений и реакции на звук.
В рамках исследования ученые из лаборатории Kraus протестировали более 100 подростков-волонтеров. От волонтеров требовалось отстукивать ритм вместе с метрономом, а ученые в это время измеряли синхронность ударов. В ходе второй части эксперимента волонтеры слушали синтетический звук, регулярно повторявшийся в течение 30 минут, а ученые снимали показания энцефалограммы с участка мозга, отвечающего за понимание звука. По наблюдениям авторов работы, чем точнее подростки отстукивали ритм в первой части эксперимента, тем острее их мозг реагировал на ритмичный звук во второй части.
«Ритм является неотъемлемой частью музыки и языка. Обучение музыке развивает чувство ритма и слуховую систему. Это, в свою очередь, укрепляет связь звук-смысл, которая так важна в речи и чтении», - поясняет доктор Нина Краус (Nina Kraus), автор исследования и руководитель лаборатории Kraus.
Специалисты российского проекта «Экология мозга» подчеркивают, что музыка также обладает лечебным эффектом. «Каждый 4-й пациент с депрессий вылечивается благодаря сочинению музыки. Создание музыкальных произведений позволяет устранить тревожность, снять стресс даже у людей с тяжелой формой депрессии. Для сравнения: посредством стандартной терапии антидепрессантами удается помочь только 1-му человеку из 7-16 пациентов», - говорит профессор Алексей Данилов, руководитель проекта «Экология мозга».