Аргументы Недели → Здоровье

Открытия в медицине - 2013 год

Открытия в медицине - 2013 год
globallookpress.com

Уходящий 2013 год принес немало научных открытий в медицине. Главным научным достижением стала иммунотерапия рака - оказывается, есть способ "натравить" собственную иммунную систему человека на борьбу с опухолью.

Терапевтические вакцины, которые вводят уже заболевшим людям, должны научить иммунную систему распознавать раковые клетки.
Препарат ипилимумаб еще в 2011 году получил одобрение FDA (Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США). Но вплоть до последнего времени врачи сомневались в его эффективности в борьбе с меланомой — одним из самых агрессивных видов рака.
Другой тормоз лимфоцитов — PD-1 был обнаружен японскими исследователями. Его инактивация также благотворно сказалась на борьбе организма с опухолью. Этой осенью компания-производитель препарата ипилимумаб сообщила, что из 1800 пациентов с меланомой, получавших лечение, 22% были живы через три года после начала терапии. А в сочетании с анти-PD-1 препарат приводит к "глубокой и быстрой регрессии опухоли" у почти трети пациентов с меланомой.

Еще одно достижение, которое отметили в журнале "Science", — технология редактирования генома CRISPR. При помощи белка Cas9 ученые научились очень точно редактировать генетическую информацию.
Этот метод редактирования генома с помощью фермента, узнающего необходимую последовательность цепи ДНК "по наводке" комплементарного ей РНК-гида, обещает революционные перемены в исследованиях и лечении целого ряда заболеваний — рака, серповидноклеточной анемии, синдрома Дауна.

В центре внимания научной общественности снова оказались и стволовые клетки. Используя технологию терапевтического клонирования, удалось получить различные ткани человеческого тела — сердца, почки и даже головного мозга - и это определенно огромное достижение для регенеративной медицины.

Возможность сделать прозрачными ткани мозга, также отмеченная в числе главных достижений, воспринимается как нечто совсем уж из области фантастики. Но цель ученых не получить человека-невидимку, а облегчить изучение нейронных связей. Ученые смогли увидеть нейроны, помеченные флуоресцентными красителями в различных областях мозга, даже в таких глубоких структурах, как таламус, отмечает "Наука и жизнь".