В подготовленном Госдумой законе «О здоровье» есть положительные моменты, но в целом он еще сырой, его надо существенно дорабатывать, уверен президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
О том, что именно надо доработать в этом законе, доктор Леонид Рошаль рассказал Вестям.Ru.
"То, что его надо принимать - тоже никто не сомневается. Споры идут о том, когда принимать и в каком виде?"- напоминает Рошаль.
"Мне стыдно за Минздравсоцразвития, которое в таком сыром виде направило закон в правительство. Это свидетельствует об уровне профессионализма тех, кто его готовил", - повторяет доктор.
Успешный врач, менеджер и общественный деятель в одном лице задается вопросами, которые (хочется верить) не останутся риторическими:
- Что это за закон, в котором около 60 серьезных поправок?
- Что это за закон, где не были четко сформулированы вопросы распределения полномочий - один из центральных вопросов организации здравоохранения?
- Что это за закон, где не очень четко сформулированы принципы платности и бесплатности оказания медпомощи, чтобы каждый человек четко знал: что платно, а что бесплатно?
- Что это за закон, в котором принципом оказания помощи не может быть качество, а только его доступность?
- Что это за закон, где не определена четко роль работодателя? Где есть права пациентов, но нет никаких обязанностей?
- Что это за закон, где в понятийном аппарате отсутствует неотложная помощь (как самостоятельная)?
- Что это за закон, где тарифы должны покрывать все расходы учреждения, и оно должно быть рентабельным?
- Что это за закон, в котором "забыли" социальные вопросы работников села?
Рошаль добавляет, что у него есть еще множество вопросов по проекту этого закона. "Мы говорили, что деньги идут за больным - и это правильно. Но они должны идти за больным в коммерческую структуру с разрешением соплатежей - это очень важно. Тогда расширяется круг людей, которые могут воспользоваться частными больницами. У нас нет принципов охраны экономической мотивации здоровья как со стороны населения, так и руководителей предприятий, - говорит доктор. - У нас есть целый раздел, отдельный, о скорой помощи - это неотложная помощь. Каждая имеет свои границы. В понятийном же разделе нет даже упоминания о неотложной помощи".
"Кто прочитал этот закон и знает законодательные акты, которые были приняты до сих пор, тот поймет, что если мы примем этот закон даже не в этом году, то модернизация продолжится. Поэтому когда Минздравсоцразвития утверждает, что если мы не примем этот закон, то модернизация закончится, - это лукавство! - уверен Рошаль. - Стандарты уже давно разработаны и обсчитаны - внедряйте на здоровье! Кто вам мешает это делать? Но над стандартами надо еще поработать, так как они должны быть многоуровневые. Иначе мы даем почву для работы прокурорам - например, в районных больницах".
По словам знаменитого доктора, в проекте закона упущены многие серьезные вопросы. "Мы лечим не по стандартам, а по протоколам и клиническим рекомендациям. А о них нет развернутой статьи. Что это такое? Кто их пишет и утверждает?" - недоумевает он.
Споры об этом законе идут давно, и не один доктор Рошаль обеспокоен его формулировками, хотя только заявление президента Национальной медицинской палаты, что он готовит письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру РФ Владимиру Путину и даже спикеру Госдумы Борису Грызлову привело к тому, что Путин пригласил в Ново-Огарево министра Голикову и доктора Рошаля, а Общероссийский народный фронт посадил за один стол с одной стороны - представителей Минздравсоцразвития и подконтрольных ему организаций, а с другой стороны - критикующих проект закона представителей медицинских ассоциаций и палат, включая именитых практикующих врачей.