Идея популяризации личного электротранспорта продвигается во всём мире уже не первый год. В основном из-за высокой экологичности таких автомобилей. Москва тоже не хочет оставаться в стороне от мировых трендов и, по словам заммэра столицы по вопросам транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, готовится к тому, чтобы создать в городе специальные стоянки, персонально под электромобили.
КАК заявил М. Ликсутов, этот вопрос обсуждается Министерством транспорта РФ. Планируется законодательно закрепить за электрокарами парковочные места, на которые не смогут вставать обычные бензиновые автомобили. Предварительно в список таких объектов попадут площадки рядом с электрозаправочными станциями (ЭЗС).
На сегодняшний момент для экологичного транспорта уже действуют послабления. Например, в столице городская парковка для электромобилей бесплатна – такая же история и в Санкт-Петербурге. Кроме того, в Московской области для таких машин вообще отменён транспортный налог. Казалось бы, пора бежать в ближайший автосалон и начинать экономить деньги да беречь пока ещё бесплатный столичный воздух. Однако массово это не происходит.
У нас и у них
Причины тому просты. Во-первых, в Москве попросту нет большого числа ЭЗС. На данный момент в городе их насчитывается порядка 80. Ещё до конца года планируется открыть 120. Многие из них, кстати, располагаются как раз рядом с уличной парковкой, куда также встают и бензиновые автомобили. Таким образом, доступ к заправочной станции попросту перекрывается. Поэтому в этом плане необходимость каких-либо стояночных преференций для электромобилей действительно нужна. Правда, если у нас действительно будет некая государственная программа по увеличению электромобилей на дороге. Для сравнения: в Японии число ЭЗС, согласно исследованиям одного из автоконцернов, ещё в 2015 г. превысило количество АЗС – 40 тыс. против 34 тысяч.
Вторая причина непопулярности электромобилей – это их высокая стоимость, а также дороговизна ремонта. За фактами далеко ходить не нужно. Так, по статистике, в России на 1 января 2017 г. было зарегистрировано всего 920 электрокаров. В Москве их 281, а в Подмосковье – 58. После таких занимательных цифр смешно вспоминать прошлогодние слова министра энергетики Александра Новака о том, что к 2020 г. в России будет порядка 200 тыс. электромобилей, причём половина из них – в столичном регионе. Хотелось бы в такое верить, но пока не видно предпосылок для того, чтобы таких авто покупали в среднем по 50 тыс. в год, дабы предсказание А. Новака сбылось. С таким незначительным ростом продаж (в июне 2016-го в России всего было 722 электромобиля) пятилетку за три года уж точно не осилить.
Для того чтобы было понятно – общее число зарегистрированных электромобилей в мире составляет всего около 2 миллионов. Но темпы роста продаж впечатляют – полгода назад было чуть больше миллиона таких авто. Лидерами по числу электрокаров остаются Китай (650 тыс. машин) и США (560 тыс.). Власти в этих странах проводят целенаправленную политику по популяризации электротранспорта. А что у нас?
Поддержка на словах?
Специализированные парковочные места в столице рядом с ЭЗС – это, конечно, здорово. Но на развитие инфраструктуры должно было скорее повлиять то, что ещё 1 ноября прошлого года в силу вступило Постановление правительства РФ, которое гласило, что на каждой АЗС должны быть установлены станции для зарядки электромобилей. По факту постановление практически проигнорировано, за его исполнением, видимо, никто не следит, а мечты Дм. Медведева о светлом экологичном будущем остались на бумаге. Даже в законодательнице мод Москве с трудом отыщешь такую АЗС, где была бы зарядка для электрокаров. А уже действующие станции расположены преимущественно в центре города.
Помимо отсутствия наращивания господдержки электротранспорта существует ещё одна проблема. В обществе, по сути, не сформирован запрос на экологичный личный автотранспорт. Если, например, на машино-места в центре Москвы есть спрос, то руководство города пытается решить проблему пробок и дефицита мест вводом платной парковки. Как итог, несмотря на различные перегибы и недочёты, в пределах ТТК найти стоянку всё же стало проще. А вот желания покупать электрокары как-то не наблюдается. И покупка машин с электродвигателями до сих пор остаётся уделом энтузиастов.
С другой стороны, городские власти всё же продвигают идею закупки электробусов, трамваев, построили МЦК – то есть парк экологичного общественного транспорта расширяется, и желание его наращивать у правительства Москвы есть. Однако будет ли какая-то пропаганда в области личных авто – неизвестно. А пока её нет, вода и не течёт под лежачий камень.
Тем более без продвижения идеи экологичного города владельцы бензиновых авто вряд ли с удовольствием будут воспринимать новости о том, что часть парковочных мест собираются отнять в угоду меньшинства. И неизвестно, будет ли это меньшинство вообще регулярно ими пользоваться.