Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 22(564) от 8.06.17 13+

По ком воет сирена

, 20:44

Столичный департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности объявил конкурс на докупку и установку средств связи для оповещения москвичей о приближающихся угрозах. Речь идёт о 200 комплексах линии уличной звукофикации, на которые собираются потратить почти 76 млн рублей.

Предупредить угрозу

Напомним, что проблемой своевременного экстренного оповещения населения о ЧС в России тоже занялись уже после случившегося наводнения в городе Крымске (Краснодарский край). Позже, в ноябре 2012 г., вышел указ президента РФ о создании комплексной системы информирования о стихийных и иных бедствиях. Прошло без малого 5 лет, однако складывается впечатление, что в той же Москве будто бы никто серьёзно не воспринял жизненную необходимость подобных мер. Если в 2012 г. в Крымске о надвигающейся угрозе были проинформированы всего 52 человека из 60 тыс., то в Москве 29 мая тоже далеко не все оказались в курсе предстоящих капризов природы и приходилось реагировать на стихию по ситуации.
Как показала практика, нормальной СМС-рассылки МЧС вместе с операторами связи организовать не смогло, как и сообщений в социальных сетях. Это потом уже начались предупреждения перед усилением ветра 31 мая, 2 июня и грозой 5 июня. Причём доходили СМС опять же не всем. Да и степень опасности погодных условий была совершенно несопоставима с тем, что творилось в понедельник.
Получается, что самый адекватный вариант оповещать людей на улицах столицы – это по старинке, с помощью сирен и рупорных громкоговорителей? Раз уж использование высоких технологий слишком сильно зависит от человеческого фактора.
Кстати, закупка подобных комплексов уличной звукофикации проводится не впервые. Последняя пришлась на осень прошлого года в рамках городской программы «Безопасный город», которая рассчитана до 2019 года. Тогда приобрели 188 подобных установок, а также электросирены и акустические оповещатели. Потратили где-то 81 млн рублей. А в целом в 2016 г. на систему информирования израсходовали 128,6 миллиона.

Куда бежать?

Тем не менее 29 мая столица не погрузилась полностью в гул сирен, которые бы предупредили человека об опасности. Их не включили? Или их по-прежнему недостаточно? Или они не работают? И сколько ещё должно пройти времени и потрачено денег, чтобы система экстренного оповещения населения работала на территории всей Москвы, да ещё и вовремя? К слову, в подпрограмме, которая была направлена на реализацию мер об информировании населения о ЧС, изначально предполагалось, что уже к 2016 г. системой централизованного оповещения будет охвачено 99% жителей города.
Кроме того, большинство вообще не знает, что делать, если вдруг на улице зазвучала сирена, а голосовых объявлений нет. Бежать? Искать бомбоубежище? Срочно собирать провиант на три дня?
На самом деле это предупреждение о том, что нужно срочно включить новости по телевизору или радио, а там уже диктор должен объяснить ситуацию и рассказать, что именно делать, и пояснить, не учебная ли это тревога. Так должно быть в идеальной ситуации. Да вот только не всегда есть возможность оперативно это сделать. Так что остаётся надеяться, что за воем сирены из рупоров последуют инструкции для населения.
С пониманием информации, которую отправляли во время бури, – вообще беда. Так, например, на дорожных табло высвечивалась информация о том, что надвигается дождь, возможен град, а также порывы ветра скоростью до 22 м/с (некоторые метеостанции во время бури фиксировали скорость ветра 26–30 м/ с). Примерно такую же информацию получили некоторые счастливчики и по СМС. Ну а дальше большой вопрос – сколько людей точно знают, что происходит с крышами, деревьями и остановками при таком ветре? Казалось бы, нет ничего сложного в тех же СМС предупреждать об угрозе падений деревьев и дополнительно сообщать о мерах предосторожности, которые необходимо принять. Простому обывателю тогда не придётся вспоминать уроки гражданской обороны, и он не станет прятаться от стихии в опасных местах.

Идут разбирательства

Пока идут разбирательства, кто всё же виноват в несвоевременном оповещении населения о буре 29 мая, в ходе которой погибли 16 человек и более сотни пострадали, глава МЧС России Владимир Пучков предложил штрафовать синоптиков за несвоевременный прогноз погоды. Мол, нужно рублём наказывать подразделения Росгидромета в случае их ошибки.
Внешне всё это напоминает попытку переложить ответственность на других. Так, например, по информации пресс-службы столичного главка МЧС, предупреждение от Гидрометцентра поступило к ним в 12:30. А уже через час было организовано оповещение населения. Но те же СМС за редким исключением не доходили до абонентов. Почему же нет предложения ещё и операторов мобильной связи штрафовать? Или тех, кто отвечает за работу системы широковещательных информационных сообщений Cell Broadcast – на неё ГУ МЧС по Москве потратило в 2016 г. порядка 15 млн, а в 2017‑м – 2,6 млн рублей.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram