Финансово обеспеченных москвичей, не имеющих детей, решили обложить налогом. В МГД, откуда пришла инициатива, считают такую меру верной идее «сохранения и умножения нации».
Кто оплатит расходы?
Городские власти на днях озадачили москвичей предложением ввести налог за отсутствие заполненной в паспорте страницы о детях. «У нас достаточно большое количество состоятельных людей в Москве. Почему не обложить их налогом на бездетность? Пусть это будут копейки, но эти копейки пойдут на маловозрастных членов семей, на потребности многодетных семей», – говорит автор инициативы депутат МГД Николай Губенко.
По какому критерию будут оценивать финансовую стабильность, пока неясно. Мосгорстат приводит цифры средней месячной зарплаты по Москве. Это 67 тыс. рублей. Самые высокие зарплаты по-прежнему остаются у топ-менеджмента крупных компаний. Эти суммы имеют больше пяти нулей. У чиновников, у которых хоть официальные зарплаты невысокие, но возможности открываются огромные. И наконец, у специалистов IT-сектора, где с хорошим опытом можно получать не менее 150 тыс. рублей. Но, как правило, те, кто хорошо живёт в столице, умело обходят налоги. «Серые» и «чёрные» зарплаты пока ещё остаются.
Есть предложение, что не стоит делать ограничений по материальному достатку. «Разделение по имущественному признаку противоречит нормам. Сегодня человек может быть богат, завтра – уже беден, – говорит председатель президиума Московской окружной коллегии адвокатов Керим Бижев. – В Советском Союзе мужчины, не имевшие семьи и детей, тоже должны были платить этот налог за бездетность. Но в то время такой сбор не разделялся по имущественному признаку». Если облагать им всех, то откуда возьмут деньги те, кто не ездит по Москве на шикарных автомобилях и не имеет высоких зарплат. Ведь не все в столице занимают руководящие должности, основную массу населения составляют сотрудники со средней зарплатой.
Права людей
По мнению адвоката, этот налог также затрагивает личные неимущественные права, а именно право на принятие решения, волеизъявление, иметь или не иметь детей. «Такой побор с людей антиконституционен», – отмечает Бижев. В каждом конкретном случае важно понять причину, что мешает людям заводить детей. «В мегаполисе большая масса сил и времени уходит на работу и дорогу. Семья, которая основное время тратит на работу, испытывает трудности и с воспитанием ребёнка. В таком случае, возможно, было бы лучше ничего не менять: пусть человек работает, так от него будет больше пользы», – замечает профессор МГУ Николай Пряжников.
«Не все могут родить детей – у нас высок уровень бесплодия, примерно 30–35%. Ко всему прочему в Москве распадается 65% браков, – говорит исполнительный секретарь Политического комитета партии «Яблоко», председатель гендерной фракции Галина Михалёва. Если власти с помощью введения налога хотят улучшить демографию и уровень жизни нуждающихся семей, то стоит оказывать реальную помощь. Сегодня не все готовы к материальным расходам, учитывая плавный переход на платные медицину и образование. Не говоря уже об обеспеченности жильём.
Рожать ребёнка в таких условиях невозможно. Сейчас сложилась сложная ситуация с очередниками на жильё. Во-первых, очередь непрозрачная. Во-вторых, она практически не движется. Те, кто живёт в ветхом жилье, в общежитиях, стоят на очереди лет 20, говорит Галина Михалёва. А 30% построенных домов в Москве не заселены. «Всё потому, что строительному комплексу надо деньги зарабатывать. Городские власти ориентированы на коммерцию, а не на помощь гражданам», – продолжает эксперт. Ранее разрабатывались программы для тех, кто не может потянуть ипотеку.
Нужны ясли
«Насколько я знаю, они были поддержаны Минрегионом, но тем не менее конкретной реализации пока не видно. Ни один московский депутат не говорит об этом!» – отмечает руководитель Ассоциации в защиту семьи, родителей и детей Марина Ожегова. Среди других причин – низкий уровень медобслуживания, плохое качество лекарств, неблагоприятная экология. «В результате практически все дети рождаются с какими-то заболеваниями», – констатирует Галина Михалёва. В Москве средний возраст рождения первого ребёнка уже приближается к 34 годам!
«С одной стороны, у нас пособие на детей от 1,5 до 3 лет не имеет никакой экономической пользы для матери – это 50 рублей. Оно должно быть сопоставимо с тем, которое платят женщинам на детей до полутора лет, – отмечает Ожегова. – С другой стороны, нужно привлекать женщин к занятости. Единицы из них мечтают сидеть на пособии.
Для этого должны быть разработаны программы переобучения, которые будут рассчитаны не только на молодых мам до 23 лет, а на всех женщин, у кого есть дети до 3 лет. В-третьих, нужно восстановить работу яслей. В противном случае – организовать службу городских нянь и сделать субсидированную цену от города. Но власти не хотят, потому что за это надо платить деньги».
Как показывает практика, увеличение очередных налогов и штрафов – признак слабости управления. И в целом это дискредитирует власть. «Деньги нужно делать и изыскивать по-другому, а именно – грамотно управляя городом и его экономикой», – отмечает Пряжников.