Аргументы Недели → Город М № 18(560) от 6.05.17 13+

МХТ – как супермаркет

, 06:52

МХТ имени Чехова – легендарный театр с давними традициями. Однако за последнее десятилетие он изменился. Слово «академический» ушло из названия. По мнению художественного руководителя Олега Табакова, театр должен развиваться, а не стоять на месте. О сегодняшнем дне прославленной сцены нам рассказал первый заместитель художественного руководителя-директора театра Юрий Кравец.

Диктатура Табакова 

Олег Табаков всегда повторяет своим сотрудникам: «Задача у МХТ одна – выпускать хорошие спектакли. Другой политики у театра нет». Здесь гордятся диктатурой. Мастер определяет стратегию, совмещая две основные должности: художественного руководителя и директора театра. Единственное, за что не берётся Олег Павлович, – это режиссура.

Юрий Кравец напоминает слова Станиславского и Немировича-Данченко: «МХАТ – это большой супермаркет». Это означает, что на этих подмостках должны идти разноплановые, разножанровые спектакли на все вкусы и пожелания публики. Кому-то они не нравятся, другие в восторге. Самое главное – зритель не остаётся равнодушным. Уходя с представления, он продолжает размышлять, спорить. В МХТ не боятся даже гневных откликов, которые иногда появляются после неоднозначных представлений. Любые эмоции после спектакля – это всегда похвала для труппы. Действительно, здесь под одной крышей уживаются такие разные постановки, как «Макбет» – современный боевик – и нежно-розовый мюзикл «Гордость и предубеждение». Каждый зритель может найти здесь свой спектакль.

Тем не менее, по мнению Юрия Кравеца, академические спектакли полностью не ушли из этого театра. «Вишнёвый сад» Адольфа Шапиро идёт на этой сцене уже 14 лет. Может, МХТ в скором времени поставит больше классических спектаклей по пьесам Чехова и Булгакова? Юрий Кравец говорит: «Если мы сегодня поставим пьесу Чехова по правилам, которые записаны в учебнике, зритель это не поймёт. Для него это будет уже скучно. Спектакли должны соответствовать своему времени. И даже опережать его». Таковы постановки Константина Богомолова, например, «Идеальный муж».Опережают время спектакли «Мушкетёры» и «Дракон». «Бунтари» Александра Молочникова также будут понятны будущему зрителю.

Театр – родной дом 

Что показательно, у МХТ нет недостатка в талантливых современных драматургах. Юрий Кравец поставил в МХТ два спектакля по современным пьесам – «Телефон доверия» Максима Чертанова и «Механика любви» Марии Зеленской. Административная работа для него не основная. Этот человек является актёром и преподавателем. А несколько лет назад работал первым заместителем министра культуры Саратовской области. Постулат «талантливый человек талантлив во всём» близок всему окружению Олега Табакова.

Понятие «театр – родной дом» хоть и трансформировалось в наше время, тем не менее по-прежнему остаётся актуальным в МХТ. Капитализм диктует свои законы. Однако театр – это особая сфера. Здесь работают практически без выходных, приходят рано, уходят поздно. Социальная политика работает как для зрителей, так и для сотрудников. Работнику театра, у которого есть ребёнок до 16 лет, ежемесячно выплачивают 12 тысяч рублей. Если двое детей – 24 тысячи. Премии обязательны. Пожилым актёрам театр помогает в оплате дорогих лекарств.

На праздники все вместе собираются два раза в год: на закрытие сезона и на старый Новый год. Любимый всеми праздник отмечают капустником. Шутят и издеваются над собой, порой достаточно жёстко. Эти чудо-представления – для своих. Особый юмор понятен только мхатовцам. В театр пришло много молодых актёров, и, что важно, никто не сидит без дела. Олег Табаков набирает актёрский состав МХТ под определённые роли. Не будет преувеличением сказать, что сегодняшний МХТ – это кузница кадров для кино, сериалов и телевидения.

Помогают сети 

По мнению Юрия Кравеца, популярности постановок способствуют публикации, видео в Интернете и социальных сетях. Будучи ещё актёром в «Современнике», Олег Табаков предложил показывать по ТВ премьерную постановку. В итоге оказалось, что этот показ по ТВ увеличивает количество зрителей в театре. Продажи билетов на премьеры, снятые на плёнку, поднялись. Знаменитый спектакль МХТ«№13» был записан и показан по телевидению практически сразу после премьеры. Эта постановка по-прежнему аншлаговая.

В МХТ распространяют социальные билеты. Однако очень часто на них наживаются спекулянты. Отследить путь приобретённого социального билета пока нет возможности. Есть и ещё одна проблема – в Интернете появилось несколько сайтов-дублёров МХТ! Зрители часто путают их и приобретают у мошенников билеты во много раз дороже. Благодаря будущему законопроекту Министерства культуры РФ зрителей смогут оградить от мошенничества.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram