Власти столицы продолжают приводить в порядок дорожную инфраструктуру Златоглавой. Не так давно в мобильном приложении «Помощник Москвы», с помощью которого горожане могут сообщать о нарушениях правил парковки и оплаты стоянки, появилась функция, которая позволяет подать жалобу на припаркованные авто на пешеходных переходах и непосредственно перед ними. Борьба с нарушителями идёт по всем фронтам, но откуда же они берутся?
Как заявил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, для фиксации нарушений в зоне пешеходного перехода надо, как и прежде, сфотографировать автомобиль нарушителя и отправить фотографию через приложение. Затем данные о нарушителях будут направлены в ГИБДД, МАДИ и ГКУ «Администратор московского парковочного пространства».
Обеспечение правопорядка, в том числе и силами граждан, – дело полезное. Но помогают ли сами чиновники москвичам? Или же они пытаются бороться со следствием собственных решений повсеместного ограничения стоянки, расширения зоны платной парковки и безалаберности в области строительства тех же парковок?
Введение платных стоянок в городе М. Ликсутовым и Сергеем Собяниным объясняется как единственно возможная мера, которая должна предотвратить транспортный коллапс в столице. А сама разгрузка города происходит по лондонскому сценарию. Там тоже сначала начинали с экспериментов и пропаганды велосипеда как удобного транспортного средства, а в итоге пришли к взиманию платы за въезд в центр города. Вполне вероятно, что в обозримом будущем и нашу столицу постигнет та же участь, ведь, по мнению многих урбанистов, это опять же единственный способ исключить транзит автомобилей через центр.
Но при этом возникает весьма шизофреническая история – власти города вытесняют автомобилистов из центра, но за пределами ТТК уже на сотнях улиц есть платные парковки. В спальных районах рядом с жилыми домами, а не возле модных бутиков, бизнес-центров и вокзалов. Как говорят, всё это для искоренения стихийной парковки. Но единственное, что предлагается жильцам, попавшим в зону платного паркинга, – оформить резидентское соглашение и продолжать нести деньги в казну города. И это при том, что мест всем по-прежнему не хватает и хватать не будет, если вместе с платной парковкой власти запрещают стоянку на соседних улицах. Куда перемещаться местным жителям? За МКАД?
Спрос и предложение
Казалось бы, если в спальных районах не хватает паркингов, то их можно было бы построить. Но нет, ещё в феврале этого года строительство 12 многоуровневых парковок (в ЦАО, СВАО, СЗАО, ЗАО и Новой Москве) было отменено по решению столичной Градостроительно-земельной комиссии, которую возглавляет Собянин. Вместо этого власти решили продать земельные участки.
Другой пример – строительство новой недвижимости на месте сносимого жилого фонда. Как недавно заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, парковки в новых районах создаваться будут, но, естественно, они будут не бесплатными, а стоянки станут строить только там, где новые жильцы будут готовы за них платить. Что интересно, он также отметил, что этажность в новых районах вырастет примерно вдвое. И тут плавно вырисовывается сразу две причины, почему дискредитация автомобилистов не будет панацеей в борьбе с пробками.
Во-первых, машино-места в немногочисленных паркингах стоят очень прилично. ГУП «Дирекция гаражного строительства» предлагает купить кусок бетона, где вы даже не сможете хранить колёса, инструменты, запчасти и бабушкины соленья, по цене от 300 тыс. (это если повезёт, что в вашем районе такая есть) до 1 млн руб. и выше. У физических лиц, которые решили продать машино-место, история с ценами примерно та же. То есть остаётся вариант либо с арендой, либо брать ипотеку. Также недавно было объявлено что «Дирекция гаражного строительства» выставит на электронные торги 349 наземных и подземных паркингов во всех районах города, однако глупо ожидать, что цена на машино-места будет ниже существующей рыночной. А значит, вновь всё это будет не по карману большинству москвичей.
Вторая причина, почему платные парковки за пределами ТТК – это скорее отъём денег, чем инструмент наведения порядка, – высокие темпы строительства недвижимости в Москве. Так, по официальной информации, Мосгосстройнадзор выдал разрешения на строительство 1633 объектов площадью 13,49 млн кв. метров. Причём 10,17 млн кв. м – это жильё.
То есть, с одной стороны, власти города говорят, что у нас и так не хватает инфраструктуры, а с другой – создают условия для дефицита дорог, парковок, школ и т.д. Но обвиняют в этом всё тех же автомобилистов, которые, приезжая на новое место, сталкиваются с нехваткой стоянок. При таком «человеколюбии» столичная мэрия вполне может принять уже не западный опыт борьбы с автомобилистами, а восточный. Так, например, в Токио, если вы решили купить машину, то должны предоставить квитанцию, что вы взяли в аренду или владеете машино-местом на парковке.
Впрочем, до обсуждения таких мер даже столичные чиновники ещё не додумались. Хотя вполне в духе программы имени Собянина – Ликсутова по борьбе с пробками. И денег заработать для города, и москвичей в метро и автобусы пересадить.