Аргументы Недели → Город М № 13(555) от 6.04.17

Экзамен на пригодность

, 08:32

Детей будут обучать различным профессиям со школьной скамьи. Профильные знания обещают давать и по гуманитарным, и по техническим наукам. Не останутся без внимания медицина, инженерное дело. В прошлом году проект был протестирован. Эксперимент, судя по всему, себя оправдал.

Новый уровень 

Уже в 2017 г. сотни учащихся старших классов будут сдавать экзамен, который включит: компьютерное тестирование и практическую работу. Оценивать школьников будут представители профильных вузов и работодатели. Всё, как во взрослой жизни. Так городские власти решили вывести предпрофессиональное обучение на новый уровень. Чтобы дать ребятам шанс поступить в вузы.

Казалось бы, задумка хорошая. По мнению психологов, уже на ступени основного школьного образования, это 7–8 классы, у детей формируются свои интересы. С этого момента родителям нужно разговаривать с ребятами о том, кем они хотят стать во взрослой жизни. «Старшие могут дать правильный совет, если они имеют представление о способностях и интересах своего ребёнка. Конечно, лучше было бы, чтобы молодой человек сам принимал решение. Для этого ему необходимо иметь широкий кругозор. А он приобретается только с опытом. И получить его в школьном возрасте – непросто», – предупреждает доктор психологических наук, членкор Российской академии образования Галина Солдатова.

У ребёнка быстро меняются интересы. Сегодня он хочет быть врачом, а завтра – педагогом. Конечно, концепция профильного обучения допускает переход на другую специальность. Но для ученика это может оказаться очень непросто, потому что, выбрав одно направление, по каким-то предметам он уже отстал, и в случае перехода на новую специальность ему придётся догонять своих одноклассников.

Профильные классы были бы оправданны в случае с одарёнными детьми, будущими музыкантами или спортсменами. Не зря считается, если родители не поставили ребёнка на коньки в пять лет, то олимпийского чемпиона из него, скорее всего, не получится. Поэтому в массовом порядке разделять ребят нежелательно, считают эксперты.

Сословное образование 

Есть опасения, как бы за детей не выбирали профессии взрослые и не заставляли подростков посещать классы, где «ещё остались места». Во-первых, дети не смогут научиться сразу всему на свете. А во-вторых, есть ли сегодня места для трудоустройства по престижным направлениям? «Бесспорно, строительные и медицинские специальности стали бы востребованы. Но если говорить о рабочих и инженерных специальностях, то куда потом устроятся наши дети? ЗИЛ закрыт. АЗЛК закрыт. Где хотя бы одно полноценно работающее предприятие в Москве?» – спрашивает руководитель Ассоциации в защиту семьи, родителей и детей Марина Ожегова.

Всё это похоже на попытку манипулирования людьми. Раньше существовали сословные школы. Например, если ребёнок происходил из духовного сословия, он должен был идти в семинарию. Если из казачества, то – в инженеры. Причём после училища поступить в университет было невозможно, потому что в среднем специальном образовательном учреждении не преподавались языки. «Мы хотим снова вернуть сословное образование? Хотим всех загнать в инженерные специальности, повесить им лапшу, что это очень полезно, и дать высшее образование за 3–4 года. А что потом выпускник будет делать с таким дипломом? – говорит Ожегова. – Не надо превращать школу в филиал производств».

Даёшь биржи труда! 

Когда-то на предприятиях проводились занятия для школьников. Но что сейчас от этого перепадёт частному предпринимателю? У него другая задача – получать прибыль, а не обучать. Сейчас настолько быстро меняется экономическая ситуация. Нужно постоянно приобретать новые знания. Начальству в таком качестве сотрудник, увы, не нужен, потому что за его обучение придётся платить.

Государство за этим не следит. «Возможно, улучшения бы произошли, будь у нас сформированы новое министерство труда и биржи по трудоустройству, – продолжает эксперт. – Сейчас центры занятости предлагают вакансии с зарплатой 15 тысяч рублей! Это пособие на верёвку и мыло! А на один курс по повышению квалификации предоставляется всего лишь 60 мест для всей Москвы! Деятельность этих учреждений – настоящая профанация!»

Безусловно, иметь знания в нескольких специальностях пошло бы выпускнику на пользу, увеличило его возможности на поступление в любимый вуз. «Но развивать это направление нужно не в рамках школьной программы, а с помощью различных кружков, школ юных медиков, психологов при вузах или даже при организациях, – отмечает доктор психологических наук Сергей Пряжников. – Это должно лечь на плечи города. Думаю, для бюджета инициатива не будет накладной, потому что каждая последующая профессия потребует меньших вложений, чем первая».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram