Мода на авангардные спектакли приходит и уходит, а академическое образование остаётся. Театральное училище имени Михаила Щепкина – одно из многих актёрских альма-матер в Москве. Ректор училища Борис ЛЮБИМОВ рассказал нам, почём нынче фунт актёрского лиха.
Немного истории
По традиции Щепкинское училище связано с Малым театром. Это его кузница кадров. Такая связь была закреплена более 100 лет назад указом императора Александра III. Борис Любимов говорит: «Мы – детище трёх Александров. Первый создал училище в Москве. Указом второго наше образовательное учреждение получило нынешнее здание. Александр III, будучи на отдыхе в Подмосковье, специально приехал в Белокаменную в дом №6 по Неглинной. После посещения училища он подписал специальный указ. Впрочем, выпускники и до того работали в Императорском театре».
Большинство педагогов служат в Малом театре. Дипломники заняты в массовых сценах. Ничто не мешает выпускникам работать на разных площадках и даже сниматься в кино. Это ещё одно отличие «Щепки». Здесь готовят исключительно актёров. В Школе-студии МХАТ уже давно существуют постановочный и продюсерский факультеты. И ещё: здесь преданы традициям русского психологического театра. Конечно, это качество свойственно не только Щепкинскому училищу. Однако тут в большей степени отдают дань русской классической литературе. О мировой классике тоже не забывают.
Девственная культура
Учат здесь и культуре. Увы, часто приходится начинать это обучение с нуля. Сейчас в большинстве случаев выпускники школ приходят в высшие учебные заведения культурно девственные. У нынешних абитуриентов есть свои плюсы и минусы. Этим они отличаются от тех, кто поступал в учебные заведения 10–20 лет назад. Сейчас пришло время для поступления в вузы людей, родившихся в 2000 году. Это новая формация. Их плюс в том, что они свободны, они раскрепощены!
Борис Любимов говорит, что раньше были свободные личности. В основном одиночки, такие как Олег Даль, Владимир Высоцкий. Новое поколение не знает ограничений в свободе. Это одновременно хорошо и плохо. Ведь свобода неразрывно связана с ответственностью. Они физически пластичны. Они приходят с танцевальными навыками. Раньше этому учили студентов в течение трёх лет.
Культурный провал – в слове. В разговоре ставят неправильные ударения, а пишут вообще из рук вон плохо. То есть абсолютно игнорируя правила. А значит, и думают без правил. Всё от безграмотности. Более того, педагоги Литературного института жалуются: их студенты пишут безграмотно, не знают истории страны. Министерство образования строго следит за выполнением образовательной программы. Высшее учебное заведение должно выпускать тех, кто может поступить в аспирантуру, магистратуру. И это несоизмеримо сложнее делать сейчас, чем раньше. В прошлом в институт могли поступать и малограмотные люди из дальних деревень, потому что у них была жажда знаний.
По-прежнему среди будущих актёров попадаются индивидуальности, но они скрывают её под слоем цинизма. Возможно, это – защитная реакция психики на информацию, несущую негатив, на ужасные события, происходящие в мире. Человек становится циничным или закрывается в свою скорлупу. Педагогу нужно пробиться сквозь неё, найти боль. Это важно, поскольку актёрская работа – в том числе и исповедальная.
Этого требует школа русского психологического театра. Нельзя играть пьесы Чехова, как будто ты участвуешь в программе «Давай поженимся!». Будущего студента важно научить различать грань между искренностью и игрой в искренность. Можно ли обмануть зрителя? Борис Любимов говорит, что в училище, как в и Малом театре, идёт борьба за «логос» – слово и смысл. Борьба за сохранение смысла: своей идентичности, истории.
Внутренняя конкуренция
Среди выпускников училища имени Щепкина есть множество узнаваемых лиц, например Елена Лядова. В Театре Ленком играет ведущие роли, в том числе в спектакле «Юнона и Авось», Семён Шкаликов. В этом же театре много молодых щепкинцев. Они есть на сценах театров Вахтангова, Маяковского, «Современника». Выпускников берут служить в МХТ, МХАТ имени Горького, РАМТ.
Соперничают ли между собой московские театральные учебные заведения? Борис Любимов – выпускник ГИТИСа. Он заведует там кафедрой. В своё время Борис работал в Школе-студии МХАТ. Поэтому у него прекрасные отношения со всеми ректорами театральных учебных заведений. Но надо понимать, что среди училищ, институтов есть внутренняя конкуренция. Каждый из них считает себя лучшим, это нормально. А в Щепкинском училище учат русскому психологическому театру не только по Станиславскому. Здесь ещё ориентируются на работы его предшественника Михаила Щепкина.