В московских магазинах могут появиться полки с бесплатной едой. Заполнять социальный стеллаж продуктами смогут сами покупатели. По задумке авторов этой идеи еда предназначена для малообеспеченных людей. Большой плюс социального стеллажа в его полной законности. Товары, которые попадут туда, будут приобретаться в том же магазине и иметь уже всю необходимую сертификацию.
Сохранить свежесть
Акцию планируют провести сразу во многих продуктовых магазинах. Идеолог проекта социального стеллажа Елизавета Дудник отмечает, что были изучены похожие инициативы и учтены все возможные ошибки. К примеру, вопрос о том, как сохранить продукты свежими, имеет для всех большое значение. В отличие от общественных холодильников на социальный стеллаж попадут только продукты, которые не требуют особых условий хранения: консервы, крупы, гигиеническая продукция.
На данный момент Елизавета Дудник занята тем, что ищет супермаркеты, которые согласятся на сотрудничество. «Мне бы очень хотелось, чтобы люди могли подойти и сами выбрать то, что им действительно необходимо. И при этом, чтобы они не хватали всё подряд, а понимали, что, если им нужно будет что-то завтра, они смогут прийти и взять это». В идеале полки с бесплатными продуктами должны быть постоянно действующими. Акции помощи малоимущим в столице проводятся периодически, но они направлены на помощь конкретным людям и конкретным учреждениям.
Дари Еду
К примеру, в Москве недавно началась похожая акция – «Дари Еду!». В рамках проекта горожане своими силами собирают продукты питания для многодетных семей, пенсионеров, матерей и отцов одиночек, инвалидов и других нуждающихся в помощи.
В защищённых ящиках продукты дожидаются, когда их передадут партнёрам – учреждениям социальной защиты населения, профильным НКО, церковным приходам. К Новому году планируется увеличение количества таких ящиков.
Достаточно добавить к своим покупкам, например, упаковку крупы и положить её в специальный ящик, установленный в торговом центре или супермаркете. «Из этих подарков мы формируем продуктовые наборы, которые передаём многодетным семьям, пенсионерам, семьям с детьми-инвалидами», – рассказывает руководитель проекта Игорь Шатунов.
Также он отметил, что у всех продуктов проверяют срок годности и сохранность упаковки. У ящика есть две секции. Одна для продуктов в мягкой упаковке, куда можно положить крупы, сахар, сладости. И ещё для консервов, молока, соков. Мы просим, чтобы в ящик попадали продукты, не требующие специальных условий хранения и со сроком годности не менее месяца.
Помимо организованных акций всё чаще появляются добровольцы, которые собирают по магазинам продукты и отдают их малообеспеченным семьям. Волонтёры сотрудничают с производителями, которые бесплатно отдают продукты с так называемым истекающим сроком годности. Главная задача добровольцев вовремя забрать еду и отвезти в пункты раздачи.
Поддержать добрым делом
Один из таких пунктов есть в социальном центре подмосковных Люберец. «Это не те продукты, которые вот-вот, как говорится, закончатся, то есть ещё неделя и десять дней впереди. Это продукты, которые мама может ещё положить и использовать в течение недели и даже больше», – считает директор комплексно-реабилитационного центра г. Люберцы Светлана Бондаренко.
В Махачкале уже больше полугода существует похожий проект. В одном из супермаркетов появились полки с бесплатными товарами для нуждающихся. Над стеллажом висит плакат: «С этой полки можно взять, если что-то вам действительно необходимо. Также сюда можно положить всё, чтобы оказать поддержку другим». Стеллаж оказался очень востребованным, он существует до сих пор, и я надеюсь, что будет существовать всегда, пока работает наш магазин».
Волна подобных акций, призывающих разумно использовать продукты и раздавать бесплатно всем желающим, называется «фудшеринг». Подобная практика давно распространена во многих городах Европы. К примеру, во Франции его сделали обязательным явлением. Там принят закон, запрещающий супермаркетам уничтожать непроданную еду. Магазины должны отдавать продукты благотворительным организациям. В Дании работает супермаркет для продуктов с истекшим сроком реализации. Товары в нём продаются по цене на 30–50% меньше, чем в других магазинах. Авторы идеи стремятся к сокращению количества пищевых отходов.