В Московской области принудительная эвакуация автомобилей в случае нарушения ПДД стала платной ещё в 2012 году. С тех пор прошло уже четыре года, а назвать её цивилизованной до сих пор язык не поворачивается. Более точное слово – обдираловка. И пока местные власти не сильно торопятся навести порядок в этом деле.
Принудительная обдираловка
Казалось бы, правительству Подмосковья рукой подать до Москвы, да и разве нужна такая географическая близость, для того чтобы перенимать полезный опыт столицы? Ан нет, сразу за МКАД правила игры для нарушителей парковки резко меняются. Причём не в лучшую сторону.
Первое, что до сих пор бросается в глаза и не поддаётся никакому разумному объяснению, это стоимость самой принудительной эвакуации. Для легкового автомобиля, а чаще всего именно их и увозят, ценник законно навязанной услуги – 4,5 тыс. рублей! К слову, ранее Федеральная антимонопольная служба разработала новую методику формирования тарифов на эвакуацию неправильно припаркованных транспортных средств. Заработать она должна была с 1 сентября этого года, а её главным новшеством было то, что из критериев, которые определяли тариф, должны были быть исключены лошадиные силы автомобиля. По задумке ФАС стоимость эвакуации определялась бы массой и габаритами машины. Предполагалось, что это снизит стоимость принудительной транспортировки. Но свежо предание, да верилось в него с трудом. И не зря.
Казалось бы, привяжи федеральные власти принудительную эвакуацию к среднерыночной цене в каждом конкретном регионе – и наступит справедливость. Дело в том, что стоимость добровольной эвакуации легковушки в разных городах Подмосковья составляет в среднем 1,5–2,5 тыс. рублей. Если сравнивать стоимость принудительной и обычной транспортировки авто, то выходит – либо десятки компаний бездумно работают себе в убыток, либо кое у кого слишком большие аппетиты. Налицо завышение стоимости эвакуации в два раза.
Никого не жалко
Ещё один момент, который может сильно удивить водителя, который столкнулся с эвакуацией в Московской области впервые, – это то, что деньги за нахождение на штрафстоянке с вас начнут брать с первого же часа. Цивилизованного отношения, как в Москве, – первые сутки бесплатно – нет и в помине. Складывается впечатление, что чиновники в области ещё более оторваны от простого народа, чем в столице.
Все прекрасно знают, что чуть ли не половина Подмосковья ездит в Москву на работу и учёбу. Одни оставляют свои авто рядом с ж/д платформами, дабы не стоять в пробках, и едут в столицу на электричке. Другие вынуждены идти на мелкие нарушения (например, встанут не в 5 метрах от «зебры», а в 4,5) или оставляют машину рядом с домом (где, конечно, никто не планировал достаточное количество машино-мест), а сами едут общественным транспортом. Логично, что когда человек целый день находится в другом городе – он просто не в состоянии сорваться и оперативно решить проблему. Да даже если сразу поедет спасать автомобиль, то у него это займёт не меньше двух часов. А это – плюс 100 руб. в копилку эвакуаторщикам за каждый час стоянки – дороже, чем некоторые городские платные парковки в столице. Кроме того, вы не сможете забрать своё авто до оплаты «услуг» эвакуации, как в столице, так что если в кармане осталось 3 копейки, придётся изрядно побегать.
Скорострелы
Вдобавок к этому всё сопровождается странной системой оплаты эвакуации и нахождения на штрафстоянке. Дело в том, что платить приходится часто через специальный терминал, а не кассу. Казалось бы, XXI век, но этот аппарат не выдаёт сдачу и берёт комиссию 200 рублей. Так, например, заведено на одной из штрафстоянок ООО «Оператор специализированных стоянок МО» в Дзержинске. Деньги эти идут на оплату услуг сторонней организации – этакое вознаграждение за то, что они приняли деньги и направили потом куда нужно. Вопрос только в том, почему это должно происходить за счёт водителя, а не тех же эвакуаторщиков?
Не всегда всё гладко и с самим оформлением всех документов, которые должны сопровождать платную эвакуацию. Согласно Закону Московской области №102/2012-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств», сначала необходимо осмотреть авто, описать его на наличие каких-либо повреждений и затем ещё и опечатать.
Однако зачастую сначала идёт погрузка машины, а всеми актами занимаются либо в пути на штрафстоянку, либо уже непосредственно на ней. Так, эвакуаторщики из Мытищ как-то побили рекорд и якобы управились со всеми этими делами за 3 минуты –скорострелы! Скорее всего, подобные махинации происходят из желания как можно быстрее забрать авто, до прихода хозяина, когда он на законных основаниях может прийти и избежать эвакуации, отделавшись только штрафом за неправильную парковку.
Быть может, какие-то изменения в лучшую сторону произойдут в 2017 году. Дело в том, что скоро истекают контракты у всех трёх служб эвакуации, которые работают по договору с правительством МО. В связи с этим начались разговоры о том, что необходимо законодательно определить новые требования к новым эвакуаторщикам и штрафстоянкам. Кроме того, в Мособлдуме считают, что трёх таких служб явно недостаточно и, возможно, власти пойдут за помощью к частным фирмам. Впрочем, никто не гарантирует, что после этого правила игры изменятся в лучшую сторону, а эвакуация перестанет быть инструментом заработка и унижения водителей. На то нужна политическая воля, а её пока не видно.