Минтруд разрабатывает законопроект, согласно которому неработающие должны будут оплачивать фактическое использование социальной инфраструктуры. Глава ведомства назвал возможную сумму сбора – от двадцати тысяч рублей в год.
Со всех поровну
Министерство труда и социальной защиты предлагает обязать официально нетрудоустроенных оплачивать социальные услуги наравне с работающими россиянами. «Сейчас разрабатывается проект закона, суть которого в следующем: те граждане, которые откажутся от работы, должны будут внести платёж за фактически использование социальной инфраструктуры», – пояснила суть инициативы вице-премьер Ольга Голодец. По её данным, в прошлом году Пенсионный фонд РФ недополучил платежи, как минимум, от 7 млн граждан.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин озвучил возможную сумму сбора для неработающих трудоспособных граждан – не менее двадцати тысяч рублей в год. «Давайте исходить из того, что человек легально работает. После уплаты подоходного налога за год, если считать его с МРОТ, сумма составит 11,7 тысячи рублей. Если гражданин «в тени», за него взнос в фонд ОМС платит, например, Москва. В среднем в регионах – 8–9 тысяч. Итого 20 тысяч в год для начала». Новый налог уже назвали и «налогом на тунеядство»: ранее такое же народное название получил декрет о предупреждении социального иждивенчества», действующий в Беларуси. Однако с таким определением представители власти не согласны. «Это никакой не налог на тунеядство. Речь идёт о вовлечении в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован, и тех, кто не участвует в формировании соответствующих фондов и в то же время пользуется социалкой.
В поиске работы
По данным департамента труда и социальной защиты населения Москвы, в начале октября в центрах занятости было зарегистрировано 38,5 тыс. человек. Очевидно, что эта цифра существенно отличается от реального количества москвичей, которые находятся в поиске работы. «Пособие по безработице ничтожное, эффективность поиска работы минимальная, поэтому людям проще отказаться от помощи государства в трудоустройстве», – отмечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Дело в том, что отличить того, кто уклоняется от трудоустройства, от потерявшего работу практически невозможно, а потому предложение взимать сбор с нетрудоустроенных находится «за чертой адекватности». «Везде безработным предоставляют адекватные пособия, а у нас – повышают нагрузку», – комментирует Исаев. Новый сбор ударит не только по тем, кто не может найти работу. В число «тунеядцев» попадут многодетные матери, отказавшиеся от работы ради воспитания детей; жители сельской местности, существующие за счёт натурального хозяйства; люди, ухаживающие за больными, не имеющие возможности нанять сиделку. Словом, те, для кого платёж в 20 тыс. будет обременительным или непосильным.
Без альтернативы
В Минтруде полагают, что сбор поможет восстановить социальную справедливость. «Это попытка государства навести порядок в собственных финансах, а ведь это хорошо. Те, кто не платит налоги, наравне со всеми пользуются и услугами государства, которые требуют колоссальных затрат», – полагает инвестор Наталия Закхайм. По её мнению, подобный налог приведёт к спросу рабочих профессий и в конечном счёте – к ликвидации теневого рынка труда. Эксперт приводит в пример опыт европейских стран, где получение зарплаты «в конверте» строго преследуется. «Например, в Германии, если обнаружен факт работы «по-чёрному», наказание несут и сотрудник, и работодатель. Последний может заплатить до 25 тысяч евро штрафа, а сотрудник, если он получал пособие по безработице, будет навсегда или временно его лишён с возвратом денег», – комментирует она.
Однако отказ от официального трудоустройства зачастую обусловлен не желанием обмануть государство, а отсутствием альтернативных вариантов и безнаказанностью работодателей, согласных сотрудничать только «по-серому». «Многие люди отказываются от официального трудоустройства не потому, что не хотят, а потому что далеко не всегда могут найти рабочее место, соответствующее уровню квалификации или индивидуальным характеристикам, – комментирует Анна Чуксеева, шеф-редактор «Работа.ру». – Мы регулярно сталкиваемся с тем, что высококвалифицированные соискатели не могут найти работу, соответствующую запросам, и вынуждены либо уходить в тень, либо идти на низкоквалифицированную работу с небольшим уровнем оплаты только потому, что рынок не может предоставить подходящих мест». По мнению Чуксеевой, в такой ситуации следует создавать новые рабочие места и делать более гибкими условия работы, а не ужесточать условия для неработающих.