Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 35(526) от 08.09.16

Прощай, маршрутка

, 08:37

Более 20 лет Москва передвигалась на маршрутках. Их высмеивали в анекдотах, о них слагали песни – и регулярно пользовались ими. Можно сказать, целое поколение выросло. Теперь их не стало. Всё, что предложили москвичам взамен, – фактически маломестные автобусы с фиксированными остановками и гораздо более ограниченным количеством маршрутов.

Маршрутки  перевозили за день около полутора миллионов пассажиров. Они останавливались по требованию и не останавливались где не надо. Они редко дублировали маршруты «большого» городского транспорта, дополняли их, реагируя на реальные потребности горожан. И вот в один день маршруток в Москве не стало – простым волевым решением Департамента транспорта столицы.

Убрать по-тихому

По решению городских властей с 15 августа в столице прекратило существование более 370 рейсов маршрутных такси и 50 компаний-перевозчиков. Десять с лишним тысяч человек остались без работы.

О том, что маршрутки запретят, стало известно ещё в феврале: Департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы издал приказ о закрытии маршрутов регулярных перевозок. Компании-перевозчики подали в суд, надеясь, что он заставит чиновников отменить этот приказ, так как он противоречит федеральному закону «Об организации регулярных перевозок пассажиров».

Этот закон, принятый в июле прошлого года, готовился целых 10 лет, и казалось, что с его принятием транспорт наконец-то изменится к лучшему. Но только не в Москве, где силу имеет законотворчество департаментов городского правительства. «30 декабря прошлого года Департамент транспорта издал приказ «О Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок». «Все отменённые сейчас маршруты были внесены в этот реестр. В соответствии с законом им должны были выдать свидетельство на право перевозки пассажиров сроком на 5 лет», – рассказывает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. – Но после новогодних праздников был издан новый приказ, согласно которому более 300 маршрутов, внесённых в реестр перевозчиков, прекратили своё существование». Решения суда о правомерности отмены маршруток пока нет – но и маршруток нет тоже.

Пробок станет больше

Чем не понравились маршрутки Департаменту транспорта? Непонятно. Что за претензии были к ним, настолько тяжёлые, что перевешивали явное удобство для москвичей? В чём они видели непорядок? В том, что фиксировался только маршрут движения, а остановки были по требованию? Но это и составляло одно из главных преимуществ маршруток. Очень удобно, когда можно «поймать» транспорт у подъезда и доехать прямо до дверей школы или поликлиники, не притормаживая у ненужных пунктов.

Может быть, велика была цена поездки? Но стоимость проезда на коммерческих маршрутках и автобусах Мосгортранса была приблизительно равна. При этом в маршрутке сидячее место было гарантировано, а в автобусе – далеко не всегда.

На маршрутках можно было быстрее добраться, куда необходимо, их рейсы дополняли и связывали маршруты городского транспорта. Теперь многие жалуются, что одну отменённую машину приходится заменять двумя-тремя автобусами, тратя время на пересадки и ожидания, не говоря о деньгах. То есть выросло время поездки. Сокращение этого показателя теоретически должно было бы стать главной задачей Дептранса – на практике же его, похоже, волнует что-то совсем другое.

Может быть, аварийность маршруток, низкая квалификация их водителей, увековеченная в анекдотах? Однако там она и осталась: компании-перевозчики давно навели в этом порядок. Скажем, уже в 2013 году аварийность у Мосгортранса была почти втрое выше, чем у коммерческих микроавтобусов.

Озвучивалось и мнение, что маршрутки якобы создают пробки на дорогах. Но в таком случае их тем более создают большие автобусы, и это вовсе не значит, что надо запретить и их. В городе, который активно живёт и работает, горожанам необходимо как-то перемещаться, и эту необходимость невозможно отменить никакими приказами.

«Люди при отсутствии привычного транспорта пересядут на личные автомобили, – говорит координатор Общества синих ведёрок Пётр Шкуматов. – На дорогах станет больше пробок. Кто-то начнёт пользоваться такси, особенно в часы пик. Увеличение спроса на такси приведёт к его сильному подорожанию. Альтернативы для тех, кто пользуется общественным транспортом, нет». Значительную часть отменённых маршруток городской транспорт не продублирует. Напрасно некоторые надеются, что, когда город закупит побольше новых синих маршруток, все привычные рейсы вернутся. Нет, Дептранс этого не планирует.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram