В мае-июне московские маршрутные такси начинают ездить по новым правилам: меньше рейсов – меньше расходов.
Часть нововведений москвичи приветствуют. Например, возможность проехать по общегородскому проездному «Тройка». Льготы для пассажиров, у которых есть на них право. Строгое расписание. Но в то же самое время машинам хотят запретить останавливаться по требованию пассажиров, а водителям – принимать плату во время езды. И ещё количество рейсов и машин на линии планируют подсократить.
Также «специально для маршруток» планируют ввести ограничение скорости – не более 60 километров в час. Возможно, ещё исчезнут все льготы. А в нынешних условиях они жизненно необходимы. С 15 августа в нашем городе планируется отменить более 300 автобусных маршрутов. Из 509 ныне действующих и включённых в городской Реестр сохранятся только 196! А из 4600 маршруток останется только 2 тысячи! Как при таком сокращении может улучшиться качество обслуживания москвичей – непонятно!
«Автобусы негосударственных компаний перевозят полтора миллиона человек в день. Это примерно 30% всех пассажиров, пользующихся наземным транспортом. Если сравнивать только с автобусами муниципального перевозчика, цифра будет ещё выше – около 40%, – объясняет президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. – У частных перевозок есть четыре ключевых преимущества: комфорт, высокая средняя эксплуатационная скорость, к тому же короткий интервал движения в часы пик и возможность остановиться по требованию пассажира.
Предложение запретить останавливаться по требованию меня очень удивило, ведь возможность такой остановки существенно сокращает радиус пешеходной доступности и на практике реализует принцип поездки «от двери – до двери». «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» даёт перевозчикам право высадить пассажира по его требованию, в местах, не запрещённых Правилами дорожного движения. А это федеральный закон, и московские нормативные акты ему противоречить не должны».
Не поспеть за инфляцией
Новая модель коммерческих перевозок вызывает у Юрия Свешникова серьёзные опасения. Пятилетние контракты для перевозчиков предполагают, что уровень инфляции в ближайшие полдесятилетия составит 4,2%, а цена топлива 34 рубля за литр, размеры страховок по ОСАГО и КАСКО также занижены в разы. Бензин дороже 34 рублей, не стоит забывать о дополнительных акцизах. В таких условиях зарплаты водителей не просто не поспеют за реальной инфляцией, а катастрофически от неё отстанут. И вновь обострится кадровый вопрос. Даже в советские времена, когда водителям предлагали достойные зарплаты, этот тяжёлый труд и строжайший график выбирали немногие москвичи. Настораживает и тот факт, что работать по-новому согласились меньше десятка компаний из 69. Часть из них до конкурса регулярными городскими перевозками никогда не занимались – и не имеют ни опыта, ни техники. Есть микрорайоны, которые спасают только маршрутки. Автобусы здесь ходить не могут. В Тёплом Стане, например, по трём микрорайонам ездит одно маршрутное такси! К тому же водители маршруток нарушают Правила дорожного движения. Среди них есть водители Мосгортранса. Они устраивают гонки, ездят на красный.
«Контролировать безопасность на дорогах нужно силами ГИБДД, – уверен активист «Общества синих ведёрок» Дмитрий Зворыкин.– Обязать водителей ездить трезвыми и по правилам – цель, конечно, благая, но уничтожение конкурентов вряд ли поможет её достичь. Точно так же было с парковками. Запретили, а лучше не стало. От маршруток нужно требовать лишь соблюдения уже действующего законодательства».
Проблема безопасности маршрутки – ещё и в том, что на остановках ей часто не дают выехать, не считая её полноценным транспортом, полагает участник Общественного совета Измайлово Михаил Успенский. Пропускать автобус обязательно, а маршрутное такси – нет! Есть такой неписаный закон. Чтобы исправить это, масштабной реформы не нужно. Но достичь этой цели можно и другими способами. Например, как предлагает Дмитрий Зворыкин, объединить московскую карту «Тройка» и подмосковную карту «Стрелка». Это улучшит жизнь миллионов людей, ежедневно курсирующих между Москвой и ближним Подмосковьем.
Нужны ли турникеты
Следует ли в целях экономии времени взять и отказаться от турникетов в наземном транспорте? Может быть, они – главный фактор, тормозящий работу автобусов, троллейбусов и трамваев. Вспомните, сколько приходится ждать на крупных остановках, пока все входящие приложатся к турникету! Дорога получается вдвое дольше, чем при старой системе контроля проезда: со свободным проходом и контролёрами. Конечно, контролёру нужна зарплата. Но она обойдётся городскому бюджету дешевле, чем обслуживание турникетов. Отказ от турникетов повысит эффективность перевозок вдвое – эти цифры также привели на круглом столе. И одна из главных московских проблем неожиданно окажется решённой.