Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 13(504) от 6.04.16

Оптимизация культуры

, 09:30

Департамент культуры города Москвы целенаправленно оптимизирует расходы на культуру. Информация о новом постановлении о финансировании всего лишь 15 из 88 столичных театров, исходя из количества проданных билетов, вызвала множество недоумений. Мы узнали у режиссёров, что они думают по этому поводу.

Что за комиссия

Художественный руководитель Театра Луны Сергей Проханов считает, что лишние, то есть нерабочие театры, в Москве есть. Однако оставлять на дотации всего лишь 15 учреждений глупо. На месте столичных начальников 15 театров Проханов бы закрыл, но никак не оставил такое количество. Да и кто и каким путём будет определять количество ненужных объектов культуры? Сергей Проханов говорит: «Нельзя всё мерить деньгами. Мы всё равно никогда не сможем конкурировать с ресторанами и водкой.

Уничтожить легко, вот только кто и когда будет создавать новое? Есть и другой путь к нивелированию культуры: дождаться, пока умрут все великие режиссёры. Большинство из них сейчас в возрасте. Нет лидера – нет и театра. А ведь сейчас очень большой дефицит кадров в этой сфере». Проханову можно верить, он знает театральную жизнь изнутри. Он считает, что с талантливыми режиссёрами и толковыми директорами у нас на данный момент истории проблема. Театр Луны – достаточно благополучный, но после подсчётов начальство выяснило, что там не хватает 2% наполняемости зала. Стопроцентную продажу билетов не обеспечили в определённый летний месяц – традиционно отпускное время для всех людей. Эта ситуация возникает у многих театров. В итоге это заведение культуры не попало в заветный золотой список.

Вообще 100%-ную посещаемость обеспечить сложно даже таким успешным театрам. Здесь клубок проблем. Например, компании, перепродающие билеты, завышают свои ставки. Билет там стоит намного дороже. В своё время попытку оптимизации предпринял Марк Захаров, на дотации государства он решил оставить два театра. Так легко можно уничтожить любую профессию. Новая перестройка приведёт к советской системе, при которой могли существовать только 10 театров. Для Москвы это мало. Сергей Проханов не считает театрами в полном понимании этого слова те организации, которые проникли в эту сферу из Москонцерта.

Малогабаритные театры, в которых только 40 мест в зале, также остаются под вопросом. Их, по мнению Сергея Проханова, нужно отдать городским префектурам. Округи вполне смогут потянуть финансирование небольших студий. На взгляд художественного руководителя Театра Луны, прежде всего нужно создать профессиональную экспертную комиссию. Она сможет оценить как посещаемость, так и качество спектаклей. Важно также учитывать количество публикаций в прессе о театре, это говорит о его популярности.

Своего рода семья

Актёр, режиссёр и руководитель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин потрясён нынешней новостью. Принцип деления театров на успешных и неуспешных ему отвратителен. Он говорит: «Если в вашей семье один ребёнок учится на пятёрки, а другой – на тройки, вы же не станете отличника кормить чёрной икрой, а троечника – кашкой на воде. Каждый нормальный родитель начнёт думать, как сделать так, чтобы подтянулся и другой ребёнок. Так вот театры Москвы – это тоже своего рода семья, и каждый член этой семьи должен быть заинтересован не только в собственном благополучии, но в процветании всех».

Нельзя допустить сокращения количества театров в Москве! Оно неминуемо повлечёт за собой сокращение работников творческих профессий. А в условиях кризиса это особенно безжалостно. Безусловно, есть театры, которые уже некоторое время не выполняют государственное задание. Их нельзя ликвидировать. Наоборот – им необходимо помочь выйти из кризиса.

Александр Калягин считает, что критерий отбора так называемых успешных театров изначально неправильный. Количество проданных билетов – не главный показатель дееспособности творческого коллектива. Руководителю СТД совершенно очевидно: можно показывать малохудожественные спектакли, но при этом собирать полные залы. Возникнет ситуация, при которой театр, чтобы не рисковать, будет выпускать материал среднего качества. Главные режиссёры станут страховать себя не только от ошибок, но и от взлётов.

Калягин убеждён, что нужно учитывать количество сыгранных спектаклей за год. Отслеживать количество поступивших в продажу билетов для того, чтобы дальше прослеживать динамику. Надо понять: уменьшается количество проданных билетов или, наоборот, увеличивается в течение какого-то периода? Так будет учтена вместимость залов, что важно. А главное – будет понятно, в какую сторону движется тот или иной коллектив, повышается к нему интерес зрителей или снижается. Калягин считает неправильным исключение из госзадания выпуски премьер. Театр разрушается, если не работает каждый день. Отсутствие постоянных репетиций, новых спектаклей и творческих открытий ведёт к краху.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram