С 1 апреля в Москве начало действовать подразделение дорожной полиции, главной задачей которого станет борьба с криминальными проявлениями на городских трассах. Наблюдатели объясняют появление новой строки в штатном расписании столичного МВД успехами первого подобного эксперимента в духе времени – недавно созданной структуры по борьбе с лихачами.
В начале этого года в Москве начала работать специальная рота для борьбы с лихачами, стритрейсерами, агрессивными водителями и дорожными хулиганами. Это элитное подразделение численностью около 120 человек оборудовано мощными транспортными средствами и укомплектовано бывшими сотрудниками силовых структур. Его патрули работают скрытно, их цель – отследить нарушителя и перехватить его прямо на месте преступления. Именно показатели деятельности этой структуры, по всей видимости, и вдохновили руководство столичного МВД на создание ещё одной элитной специализированной роты.
– По агрессивным водителям и дорожным хулиганам у нас выходит «на землю» более 20 экипажей каждые сутки. Но мы решили пойти ещё и по другой схеме. Спецрота, которую мы вводим, будет «заточена» именно на криминал на транспорте. Наркотики, оружие, угоны и тому подобное, – сообщил начальник московской полиции Анатолий Якунин. Он также отметил, что комплектование нового подразделения уже заканчивается. – Они будут, конечно, в ходе патрулирования и по другим правонарушениям, и по лихачам тоже работать, но в меньшей степени. В первую очередь их будут интересовать преступные действия, именно криминал, – подытожил начальник столичного главка.
Информацию о преступлениях сотрудники подразделения будут получать по внутренним каналам связи Министерства внутренних дел.
Обычно настроенные весьма критически дорожные эксперты отнеслись к новой инициативе московского МВД в основном положительно. – Сейчас мы наблюдаем настоящую волну роста дорожной преступности, и полиция должна действовать на опережение. Начальник ГУВД поступает совершенно правильно, он смотрит, в какой сфере криминала стало больше, куда следует приложить дополнительную силу. Ну или он видит, где удалось достигнуть определённых успехов, где уже отработана методика и есть чёткое понимание, что работа принесла ощутимый результат, и считает необходимым эту работу усилить, чтобы закрепить успех, и для этого принять соответствующие управленческие решения, – поделился с «АН» своим мнением председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков.
Напомним, что в своём недавнем отчёте перед депутатами Мосгордумы Анатолий Якунин доложил, что в 2015 г. число краж транспортных средств в столице снизилось по сравнению с 2014 г. на целых13,7%. Эта наметившаяся тенденция имеет простое объяснение: количество видеокамер на улицах Москвы, как городских, так и полицейских, в последние годы постоянно растёт. Соответственно, у угонщика появляется выбор: угнать такую же машину в области, где ситуация с камерами архаичная, либо пытаться угнать её в Москве, где риск засветить свою физиономию намного выше. Доказательство у этой гипотезы тоже простое – ситуация с угонами в Подмосковье, как и в любом другом регионе страны, кроме столичного, непрерывно ухудшается. Поэтому появление в городе отдельной спецроты по борьбе с криминалом на улицах можно, казалось бы, только приветствовать – ведь теперь угонов и других правонарушений в сфере столичного транспорта будет ещё меньше. Эту точку зрения разделяет и Пётр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведёрок».
– В западных странах один из эффективных способов поиска угнанного автомобиля – это когда угнанное авто засекает камера фотовидеофиксации. То есть в тот момент, когда вор нарушает ПДД за рулём ворованной машины. Для дальнейшего задержания злоумышленника требуется очень слаженная и оперативная работа дорожных патрулей. У нас же такая практика борьбы с угонщиками пока отсутствует. Поэтому чем больше специализированных подразделений подобного профиля, тем лучше, – сказал Шкуматов «АН». – Полиция, конечно, несколько кондово подходит к этой истории – у них появилась отработанная методика, давшая определённые улучшения, и они её сейчас будут внедрять как можно глубже. Впрочем, то, что эта спецрота помимо угонов будет бороться ещё и с наркотой и разбоями, меня не смущает. Ибо оборот наркотиков и прочие противоправные вещи – регулярные, так сказать, спутники автомобильных краж.
А вот координатор Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин оценивает создание элитной роты для борьбы с правонарушениями на транспорте довольно скептически:
– Да, Якунин огласил данные, согласно которым число краж транспортных средств в Москве в последнее время существенно снизилось. Но мне кажется, в этом деле такие показатели, как раскрываемость и возврат автомобилей, намного важнее простого арифметического числа угонов. Однако такую статистику никто в органах почему-то не озвучивает.
Самарин убеждён, что лучший метод борьбы с угонами – это ужесточение действующего законодательства.
У простого же обывателя неизбежно возникнут более очевидные вопросы. Например, такой: в структуре ГИБДД имеется, ну или по крайней мере до недавнего времени имелся, специальный отдел, который занимается розыском угнанных автомобилей. Что с ним не так, зачем нужно создавать новое элитное подразделение, да ещё в условиях экономического кризиса? Что касается наркотиков и всего остального, то есть ведь в полиции и другие подразделения, которые обязаны с этими напастями бороться. Наркоконтроль, к примеру, никто ещё не упразднил. То есть и Наркоконтроль продолжит свою деятельность, и территориальные подразделения соответствующих полицейских структур, теперь вот ещё и ГИБДД подключится со своей отдельной элитной специализированной ротой. А кто поручится за то, что, вместо того чтобы дружно делать общее дело, они не вступят в нездоровую конкуренцию между собой за место под солнцем? И что в результате у нас не выйдет, как в известной поговорке про нянек, дитя и глаз?