Аргументы Недели → Город М № 9(500) от 11.03.2016

Метро прирастёт этажами

, 08:31

Ряд новых станций метро, строящихся в городе, будут двух- или даже трёхуровневыми. Внизу, как обычно, пойдут поезда, а на верхних этажах расположатся так называемые зоны комфорта. На днях об этом сообщил Владимир Моисеев, советник начальника столичного метрополитена по вопросам капстроительства.

Скоротать досуг

Вторые и третьи этажи появятся на станциях неглубокого заложения, строящихся открытым способом. До недавнего времени на месте будущей станции выкапывался котлован, который после окончания работ закапывали обратно. Теперь в вырытых котлованах будут строить так называемые зоны попутного обслуживания. Предполагается, что, приехав на станцию, пассажир может пожелать провести на ней некоторое время, например, в ожидании или просто коротая досуг. На верхних этажах можно будет выпить чай или кофе, пополнить счёт телефона, снять деньги в банкомате и даже воспользоваться туалетом.

Правда, уборные, по словам Владимира Моисеева, построят только при наличии технической возможности подключения к централизованной канализации. Иногда станции находятся на значительном отдалении от коллекторов, и подключение к ним слишком удорожает строительство. Вход в туалеты планируют сделать бесплатным, но по карточке «Тройка», чтобы там не отсыпались бомжи. В зонах попутного обслуживания также установят столики для пеленания. Для безопасности мини-вокзалы оборудуют видеонаблюдением и колоннами экстренного вызова.

Первым был Питер

Идея эта для столицы не нова. В этом январе поезда Сокольнической линии начали курсировать до станции «Румянцево», на которой кассовый зал и служебные помещения для работников метрополитена возвели вторым этажом над платформенной частью. Обычно их располагают в торцах станций, за вестибюлями. Такое техническое решение позволило строителям сэкономить пространство и соорудить компактный котлован под станцию. Кроме того, можно вспомнить беспокойную «Комсомольскую», где на втором этаже, над поездами, обеспечен проход пассажиров. Правда, о комфорте там речи не идёт.

А в Санкт-Петербурге с 1997 года работает станция метро «Спортивная». Единственная на территории бывшего СССР двухъярусная пересадочная односводчатая станция глубокого заложения. Из одного яруса на другой выводят 6 малых эскалаторов, объединённых в 2 группы по 3 эскалатора. В настоящее время из-за малого пассажиропотока работает только одна группа. Дальняя задействуется только при проведении профилактических работ на первой.

Экономно и функционально

«Что касается зарубежного опыта, например Токио, Сидней, – там такие проекты достаточно успешны, – считает Юрий Алексеев, доктор архитектуры и заведующий кафедрой «Градостроительство» в МГСУ, – в целях мобильности пассажиров в определённых случаях эти многоуровневые станции нам пригодятся. У нас радиальная система, мы привыкли ездить и пересаживаться по кольцу, а вот по вертикали у нас пересадок нет. Поэтому такие решения – это одновременно и экономия строительных затрат и функциональная целесообразность. Первая зона попутного обслуживания, скорее всего, появится в 2017 году на действующей станции «Саларьево» Сокольнической линии.

В дальнейшем зоны комфорта построят на некоторых станциях мелкого заложения Кожуховской ветки – «Окская улица», «Косино-Ухтомская», «Некрасовка», «Нижегородская», а также на «Ходынском поле» Третьего пересадочного контура, «Ховрино» Замоскворецкой и «Селигерской» Люблинско-Дмитровской линии. Как правило, общая площадь зон составит 1500–3000 кв. метров. Будут и просторные, как, например, в Косино, где под зону попутного обслуживания запроектировано примерно 10 тыс. «квадратов». Такие проекты, очевидно, будут выгодны ГУП «Московский метрополитен».На кофейнях можно неплохо зарабатывать. Остаётся надеяться, что заработанные таким образом деньги позволят чиновникам метро не повышать, а понижать цены на проездные билеты.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram