В Театре на Таганке кипят имперские страсти. После небольшого ремонта здесь играют премьеру – «Кориолан» по трагедии Шекспира. Полулегендарный римский вождь времён республики Гнея Марций Кориолан в очередной раз доказывает, что в политической борьбе выигрывают лишь самые хитрые и беспринципные.
Ирина Апексимова на посту директора театра всего 10 месяцев. Эта сильная, решительная женщина осторожно говорит об изменениях: «Передо мной не стоит задача что-либо изменять. Театр – это живой организм, который каждый день меняется сам. Мне нужно его поддерживать и помогать ему». Директриса считает, что театральную Москву не нужно сейчас взрывать необычными спектаклями. Важно делать качественный продукт.
Однако в театр должна приходить разная публика с разнообразными вкусами. Более того, Таганка хочет дружить с людьми, имеющими разные образование, воспитание и интересы. Театр ориентирован на разнообразные социальные слои, и цены на билеты способствуют этой демократической политике. Самые дешёвые стоят от 150–300 рублей, самые дорогие – до 2 тыс. рублей. В театре также действует специальная социальная политика. На каждый спектакль выделяется 3–4 билета для детей из детских домов. Помимо этого, если в зале есть свободные места, сюда пропускают пенсионеров. Давние поклонники Таганки всегда дежурят у входа.
Кресла в зале заменены. Это современные конструкции. Когда человек встаёт, сиденье немного складывается, и зрителям в следующем ряду бывает легче пройти на своё место. Для публики ремонт не виден, поскольку внешне здание не изменилось. Здесь прошли противоаварийные работы: укрепили фундамент, горючие материалы заменили безопасными.
Отремонтировали системы дымоудаления и пожарной сигнализации, стены пропитали специальным противопожарным защитным составом. Пол в зрительном зале на Большой сцене покрыли негорючим материалом. В фойе сделали настил из бетона и камня. На Малой сцене провели монтаж светового и звукового оборудования и установили новые кресла.
Молодые в деле
Говоря об отсутствии изменений на Таганке, директор лукавит. Дело в том, что в прошлом году она предложила провести здесь новую программу – «Репетиции». Молодые, малоизвестные, но талантливые режиссёры ставят спектакли со старой труппой. Таганка принимает под своё крыло почти три десятка новых имён. Так происходит перезагрузка легендарного театра, однако традиции Любимова непоколебимы. Так произошло со спектаклем «Кориолан». Режиссёр Анна Потапова – яркая выпускница курса Марка Захарова в ГИТИСе. Она много работала в российских регионах: в Пскове, Абакане и Кудымкаре. Её видение постановки во многом схоже с тем, что делал Любимов. Скудные декорации компенсируются ярким сюжетом и игрой артистов. Символизм происходящего на сцене не мешает зрителю полностью погружаться в мир античных политических страстей. Анна Потапова сама подтверждает, что её «Кориолан» сделан в стиле Таганки. Любопытно, что когда ей предложили поставить здесь спектакль и спросили, что она хочет сделать, неожиданно для себя самой она назвала пьесу «Кориолан». Шекспир – это её любимый автор. Тем не менее до сего момента Анна Потапова не делала постановок по произведениям этого автора.
Проблемы старые как мир
«Кориолан» рассчитан прежде всего на думающую публику. Во время действа невозможно расслабиться, это не позволяет концентрированный, насыщенный текст. Зрители, пришедшие на первый репетиционный показ, были ошеломлены началом. В зрительном зале вдруг начали раздаваться громкие голоса. Они требуют хлеба для народа и протестуют против законов, которые ужимают права граждан Рима. Выкрики становятся всё громче и перерастают в крик. Казалось бы, старая как мир проблема: взаимоотношения государства с народом. Не спешите. Всё гораздо сложнее. Бесстрашный полководец Кай Марций конфликтует с народом и правителями. Он не считает, что с плебсом надо заигрывать, чтобы получить голоса. Героя, которого только что встречали с лавровыми венками и прославляли, выгоняют из города!
Толпой руководят политики. Они подначивают народ на бунт. Кориолан объединяется с армией своего недавнего противника и готов взять Рим. От этого шага его отговаривает мать. Стоит отметить весьма яркую и сильную игру актрисы – матери героя. Анастасия Колпикова берёт на себя чуть не всю смысловую нагрузку спектакля. Матери всегда гордятся своими детьми. Уберегают их от необдуманного шага… Режиссёр обозначила свой спектакль как «неполиткорректная трагедия». Во время антракта думающая публика, анализируя все эти римские страсти, пыталась искать исторические аналогии с Россией. Кто-то почему-то вспомнил Александра II. Кто‑то – маршала Жукова. История, как известно, повторяется… иногда, правда, в виде фарса.