В условиях дефицита парковочных мест столичные власти всерьёз задумываются приспособить под автомобильные нужды… водную гладь. О том, что в городе в ближайшее время могут появиться парковки на баржах, сообщил исполняющий обязанности директора НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн.
Курс на массовость
Мысль парковаться на воде возникла ещё в лужковские времена. Причём паркинги вообще хотели сделать надводно-подводными. Строить предполагалось в центре, где уже тогда ситуация с авто была аховая. Но не срослось.
При Собянине о неиспользуемом водном пространстве вспомнили в 2011 году. Мэрия объявила о том, что первую водную стоянку на 120 автомобилей построят на Воробьёвской набережной. Объявили конкурс стоимостью 100 млн рублей, Москомстройинвест даже подготовил типовой проект парковки на воде, рассчитанной на 150 автомобилей. Однако в департаменте природопользования решили, что побережье Москвы-реки в этом месте является частью природоохранной территории, и строительство не состоялось.
К идее создания плавучих парковок власти вернулись в конце ноября 2012‑го. Тогда заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы Олег Баевский заявил, что на Москве-реке планируется сделать 40 трёхъярусных стоянок, на 100 машин каждая. Плавучие парковки должны были появиться у станций «Киевская», «Парк культуры» и «Таганская».
Таким образом, сейчас мы наблюдаем уже четвёртую по счёту попытку внедрения плавучих парковок. На этот раз власти решили, что водные паркинги будут эффективны во время массовых мероприятий, то есть исключительно ситуативно.
– Это было бы актуальным для каких-то разовых акций в центре города. Например, около гостиницы «Балчуг», Софийской набережной, Крымской набережной, рядом с Центральным домом художника и Парком Горького. Выставка Серова вызвала ажиотаж, а машину поставить было негде. Временные плавающие баржи-паркинги могли бы использоваться при пиковых нагрузках, но не массово, только на каких-то уникальных объектах, – заявил Михаил Крестмейн.
Места-то нет
Нынешняя генплановская инициатива вызвала в экспертной среде полярные мнения. Так, координатор Общества синих ведёрок Пётр Шкуматов отметил, что вообще любое расширение парковочного пространства пойдёт во благо автомобилистам: водитель будет знать, что когда приедет на место, он сможет цивилизованно оставить свою машину, а не кружить по району в поисках свободного места.
– Предложение Крестмейна допустимо, ибо на земле застройщик не оставил места. Но меня смущает оговорка о «разовых акциях в центре города», потому что для съезда на понтон нужны рампы и дополнительное уширение проезда для перестройки потоков, – рассказал «АН» ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства РААСН Александр Стрельников. – А потом что, убирать всё это? Полагаю, что этот вид инфраструктурного преобразования должен быть всегда «в резерве».
Как считает Александр Стрельников, корень всех московских транспортных проблем – ошибочное решение заменить жилую застройку в центре города на офисные заведения. Из-за этого 38% мест труда сосредоточены на тесном пятачке в центре города, и никакие строящиеся «кольца» уже не спасут положения.
– Что касается использования под парковки водного пространства, я выдвигал следующее предложение: на участке от Крымского моста до речки Сетунь (т.е. вдоль парка Горького и Воробьёвых гор. – Прим. «АН») соорудить понтонный мост – с тем, чтобы разгрузить две набережные, а также Ленинский проспект, который ныне пребывает в непонятном состоянии. Такие понтонные сооружения на реках есть во всём мире, – поделился с «АН» Стрельников. – Но в итоге возобладал, увы, другой вариант – закрыть движение по набережным и обеспечить доступ жителей ближайших домов к реке. В ущерб всему остальному населению города.
В свою очередь, заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Александр Чекмарёв считает, что баржи-паркинги спровоцируют возникновение заторов на подъездах к месту проведения мероприятия.
– Нужно стремиться к тому, чтобы на любые крупные мероприятия люди приезжали на общественном транспорте. Одна из основных мер при организации крупных событий – ограничение доступа личного автотранспорта. Если же мы говорим о центре Москвы, то набережные там должны выполнять рекреационную функцию, но никак не транспортную, – считает Чекмарёв.
Не первый раз
Кстати, до недавнего времени на Москве-реке стояли на причалах «корабли»– рестораны, гостиницы и магазины. Ханжеское мнение связывало их с борделями. Всё это великолепие позакрывали в 2013 г., когда городские власти выпустили постановление, согласно которому объекты, не пригодные для судоходства, а также исключённые из Государственного судового реестра, не могут занимать акваторию города. Мэрия во главе с департаментом транспорта и подведомственным ему ГКУ «Организатор перевозок» запустила кампанию по зачистке московских рек. В результате комплекса мероприятий к настоящему моменту с городских рек и каналов убрано более 30 дебаркадеров. Многие владельцы кораблей и барж обратились в суд, чтобы оспорить приказы властей. Арбитражный суд Москвы рассмотрел более 20 дел и во всех случаях отказал в удовлетворении требований истцов.
Так вот, теперь на месте дебаркадеров, возможно, появятся баржи-паркинги. До следующих постановлений.