Аргументы Недели →
Город М
→ № 9(43) от 01.03.2007
Не отходя от кассы
Можно ли найти правду, если вас обманули в пункте обмена валют
18 сентября 2008, 23:32
Екатерина КАРАЧЕВА
Галина не могла поверить в то, что ее обокрали среди бела дня, и потребовала вернуть ей 21 тысячу рублей. Но кассир стояла на своем и возвращать украденные деньги отказалась. Девушке пришлось уйти, забрав 20 тысяч. Пострадавшая хотела написать заявление в отделение милиции. Но там ее быстро отговорили, сказав, что не занимаются такими «мелкими» махинациями. К тому же она уже ушла с места преступления. Как же теперь доказать, что она действительно отдавала 21 тысячу, а не 20 тысяч? «Висяк» (нераскрываемое преступление. – Прим. «АН») в милиции никому не нужен. На прощанье добрый молодец в форме порекомендовал Галине быть более бдительной и в следующий раз сразу звонить «02». Тогда, может, и заявление примут...
«В подобных случаях бессмысленно обращаться в милицию, – пояснили «АН» в Центральном банке России. – Нужно сразу «психологически повлиять на кассира» – сказать, что сейчас вызовете милицию и сообщите об этой «странной» валютной операции руководителю банка. Шум никому не нужен. Поэтому обычно деньги возвращают, только бы нервный клиент побыстрее ушел». Но сработает ли такой «наезд»? Неправовая защита всегда очень ненадежна.
Корреспондент «АН» обзвонил многочисленные инстанции и не нашел ни одной, которая согласилась бы заняться подобным случаем. Московский уголовный розыск и Управление по борьбе с экономическими преступлениями на практике занимаются лишь расследованием деятельности банков как таковой. А до кассиров-воров им дела нет. Центральный банк готов принять заявление о мошенничестве. Но уголовное дело будет заведено также против банка в целом. Если обнаружится нарушение, его могут даже лишить лицензии на совершение валютных операций. Но при чем здесь конкретный кассир? Получается, правоохранительные органы и официальные структуры оставили горожан наедине с ворами, затесавшимися в обслуживающий персонал обменников.
Жаловаться директорам обменников на кассиров тоже бессмысленно. Они набирают своих сотрудников по объявлениям. И их, как правило, не волнует, какие махинации те прокручивают. Лишь бы выручку вовремя сдавали. Кроме того, начальники часто и сами бывают нечисты на руку. Чтобы привлечь клиента, они все чаще прибегают к приемам недобросовестной рекламы. Например, на табло перед обменным пунктом указывают курс доллара «26_5». Обыватель воспринимает это как 26 рублей 50 копеек, на самом же деле кассиры считают по 26 рублей 5 копеек.
Другой случай. Заходите вы в обменник. Реклама снаружи обещает супервыгодный курс. А на деле оказывается, что он применяется только при обмене от тысячи долларов или евро. Чтобы не стать жертвами таких уловок, перед совершением валютной операции обязательно уточняйте курс и процентную ставку. В нормальных пунктах обмена комиссионные не берут и курс не занижают.
Аргумент закона
Только в январе 2007 года сотрудники Московского управления ФАС и ЦБ России проверили 200 пунктов обмена валют. Выявлены многочисленные несоответствия курсов обмена валюты, размещенных на внешних носителях, курсам, размещенным внутри помещения обменника. Возбуждено два дела по признакам нарушения статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении КБ «Финансовый Стандарт» и ОАО «Смоленский акционерный коммерческий банк» (Московский филиал).
Аргумент специалиста
«Как правило, клиентов обманывают при обмене валюты на рубли, - рассказал «АН» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров. - Например, часто применяется такая уловка. Кассиры смазывают дно выдвижного ящика клеем, медом или сиропом, чтобы разменянные деньги «случайно» прилипали. Если клиент не заметил, что ему недодали пару сотен, то он лишился своих денег навсегда. Доказать, что несколько купюр остались в ящике, невозможно».
Подписывайтесь на «АН» в
Дзен и
Telegram