В усадьбе Кусково в полном разгаре летний сезон. Заканчивается он в 20-х числах октября. Здесь неспешно прогуливаются, слушают концерты в Большом дворце, фотографируются, любуются старинным фарфором. Директор Кусково Сергей Авдонин рассказал нам о традициях и новшествах усадьбы.
Летний сезон, как обычно, начался с двух субботников. В этот раз территорию убирали 250 человек – полный состав префектуры ВАО и управы района Вешняки. Ограды и скамейки красят, конечно, сами работники усадьбы. Здесь чествовали и вспоминали о бойцах женской снайперской школы, которая размещалась в усадьбе во время войны. Отсюда на фронт уехало много выпускников школы, многие погибли.
Бах творит, и только звёзды…
За лето здесь запланировано провести около 60 концертов. В Кусково будут выступать классические оркестры, квартеты, квинтеты. Стоимость билетов на разные мероприятия будет варьироваться от 300 до 1700 рублей. Цену определяют сами коллективы, вернее, партнёры усадьбы, например Москонцерт. Кусково за проведение концерта получает фиксированную ставку – 25 тыс. рублей вне зависимости от сборов. Таким образом, у исполнителей появляется стимул заинтересовать слушателей интересными и известными номерами. Профессиональный уровень артистов, которые выступают в старинном дворце, для усадьбы – дело чести.
Помимо симфонических концертов здесь уже седьмой раз проходят органные вечера. Конечно, во дворце нет своего органа, но Сергей Авдонин уверяет, что звучание электронного инструмента практически не отличается от духового. Любопытно, что во время первых органных фестивалей слушатели посещали их как-то странно. В хорошую погоду (что немаловажно) здесь выступали известные во всём мире музыканты, зал оказывался почему-то полупустым. И наоборот – на выступление малоизвестных органистов приходило много любителей музыки. Сейчас ситуация выровнялась, у фестиваля появились свои поклонники.
Ещё в Кусково постоянно проходят экскурсии. В основном детские, которые заказывают школы за несколько месяцев вперёд. Скажем, в рамках городской программы «Урок в музее» старший научный сотрудник Светлана Ерастова проводит для ребят урок на английском языке. Эти интерактивные занятия получили большой отклик у школ. На территории усадьбы также проводятся выпускные вечера для тех, кто закончил четвёртый класс. Общие экскурсии длятся от 45 минут до 4 часов для самых выносливых. Стоят они от 3 тыс. рублей для группы, состоящей из 15 человек, до 15 тысяч.Для иностранцев работают гиды-переводчики.
В тёмное время суток усадьба не освещается. Однако совсем недавно в Большом дворце появилось новшество: там зажгли электрические свечи. Они очень похожи на восковые.
Пивнушка в Гроте и коммуналки
Реставрация в усадьбе Кусково успешно завершена благодаря щедрому финансированию. Правда, без отделки остался единственный павильон – Грот, это уникальное в своём роде строение, украшенное внутри ракушками. Ему нет равных во всей стране. Даже в Царском Селе Грот не отличается такой красотой. Существует проект реставрации Грота в Кусково, но пока не найдены средства для осуществления работ – экономический кризис. Сергей Авдонин надеется, что в 2016–2017 гг. работы всё же начнутся. Необходимо обновить фасад и стилобат. Белый камень на полу постоянно разрушается от ветра и льда. Здесь необходимо произвести гидроизоляцию фундамента и дренаж. Реставрация нужна также колоннам, стенам, скульптурам.
Сергей Авдонин рассказывает, что в 1920–1960-е годы в Гроте работала пивная. Очевидцы вспоминают, как детьми бегали по заведению и отковыривали ракушки от стен. Дело в том, что в 20-е годы проходило так называемое жилищное уплотнение. В цокольном этаже Большого дворца в 30-е годы был склад Мособлмолоко. Там хранились бидоны с молоком, масло и прочие молочные продукты. Коммунальные квартиры располагались в Швейцарском домике и в Доме управляющего до 1973 года. Сейчас в Швецарском домике находится дирекция усадьбы, в Доме управляющего – научные сотрудники, фондовый отдел и работники, которые занимаются учётом движения музейных предметов. Те, кто работал в усадьбе в 1930–1950‑е годы, жили прямо в стенах музея. Но вот чудеса: обитатели этих квартир относились к своим жилищам очень бережно, всё убранство было сохранено. В Доме управляющего по-прежнему, как новенький, стоит камин.
Как в кино
Хорошая сохранность усадьбы и всех её павильонов – это, безусловно, заслуга сотрудников Кусково. Во время киносъёмок, которые частенько проходят в этих исторических стенах, работники усадьбы внимательно следят за неприкосновенностью музейных атрибутов. Сергей рассказывает, как зрелые и молоденькие сотрудницы зорко следят за киношниками во время очередных съёмок. Они не подпускают чужаков к старым уникальным диванам. Категорически не разрешают пить и есть из исторической посуды!
Помните кадры из фильма «Дворцовые перевороты» Светланы Дружининой, где герои сидят в столовой Большого дворца и обедают? Там вся посуда современная. А если герои, как примороженные, тихо сидят за столом и ни к чему не притрагиваются, то можно наверняка сказать – посуда в кадре историческая. Пользуются актёры исключительно реквизитной мебелью.
Любопытно, как происходили съёмки фильма «Ширли-мырли» Владимира Меньшова. Свадьба героев снималась в бальном зале Большого дворца. Самые внимательные зрители могут заметить, что в этой сцене на ногах многих актёров надеты музейные бахилы. Значит, так распорядились работники усадьбы.Известная актриса Нонна Мордюкова, одетая в платье, по цветам похожее на британский флаг, почему-то тоже укутала царские туфельки в бахилы. Игорь Угольников тогда сильно сопротивлялся таким новациям, но и ему пришлось подчиниться администрации заповедника. Нарушать правила поведения в музее никому и никогда не разрешают. Здесь невозможны исключения из правил.