В Москве могут создать систему слежения за беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Депутаты Мосгордумы предложили внедрить систему радиолокации, которая будет определять направление их движения и выявлять несанкционированные полёты. Сегодня эти аппараты зачастую используются незаконно.
По словам Инны Святенко, председателя комиссии Мосгордумы по безопасности, радиолокационное поле должно отслеживать любые летательные аппараты (пилотные и беспилотные), которые двигаются ниже тысячи метров. Кстати, проект этой системы уже разрабатывается в НИУ МАИ, и в случае если власти захотят использовать слежку за БПЛА, то полноценно реализовать эту идею будет возможно в течение двух лет.
Необходимость в таком радиолокационном поле есть. Прежде всего с точки зрения государственной безопасности. Большинство владельцев БПЛА используют их для воздушной фото- и видеосъёмки. При помощи простейших коптеров можно, например, отснять какие-нибудь закрытые и секретные объекты, коих в столице много. Кто-то будет это делать из праздного любопытства, а кто-то с целью разведки. Не исключено, что и военный аналог без надзора сможет натворить немало бед. Одна надежда, что Федеральная служба охраны (ФСО) не дремлет.
Ещё одна опасность использования БПЛА в городских условиях связана непосредственно со столичным ландшафтом. Здесь и дома, и рекламные конструкции, и линии электропередачи. В любой момент дрон может зацепиться за какую-нибудь конструкцию и потерпеть крушение. Даже падение небольшого аппарата на лобовое стекло движущегося автомобиля вряд ли вызовет восторг техническим прогрессом у пострадавшего. В лучшем случае последний отделается лёгким испугом и парой царапин на машине, а в худшем – всё это может привести к серьёзной аварии.
Вне закона
Для создания «всевидящего ока» за беспилотниками необходимо будет установить с десяток станций с локаторами. Предполагается, что они могут появиться в каждом административном округе. По словам проректора по научной работе НИУ МАИ Вячеслава Шевцова, излучение от этих радаров будет полностью безвредным для человека, а зафиксировать летящий аппарат они смогут на расстоянии до 10 км!
После того как станция обнаружит дрон, данные будут поступать в единую городскую диспетчерскую. Затем, уже в случае несанкционированного полёта, сотрудники ФСО сами будут принимать решение – сбивать БПЛА или оштрафовать владельца. На сегодняшний день штраф за нарушение правил использования воздушного пространства составляет от 2,5 до 5 тыс. рублей для физических лиц и 300 тыс. – для юридических.
Впрочем, все эти технические ухищрения – это скорее работа на перспективу. Так как на сегодняшний день пока ещё нет адекватной правовой базы, чтобы легально использовать БПЛА в каких-либо личных, коммерческих и даже государственных целях. По сути, почти все полёты БПЛА можно признать незаконными. Но, после того как премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в конце марта 2015 года внёс на рассмотрение в ГД поправки в Воздушный кодекс России, законодательная машина понемногу закрутилась.
Вопрос правовой
10 июня в МГД были приняты поправки, которые позволяют не регистрировать и не сертифицировать БПЛА с массой менее 30 кг. Однако параллельно с 17 июня началась разработка ограничивающих правил на использование дронов над Москвой.
Стоит пояснить, что сейчас, несмотря на то что разрешения на покупку коптера не требуется, – необходимо всё же получить разрешение от столичного правительства и ФСО на полёты внутри МКАД. Документы эти выдаются на кратковременный срок.
Однако в действительности процессом заполнения всех бумажек, чтобы получить команду «От винта!» занимаются лишь государственные структуры. Например, ФМС, чтобы отслеживать мигрантов или МЧС, которые проводят мониторинг лесов на предмет возгораний. А простые обыватели, чтобы лишний раз не заморачиваться с бумажной волокитой, запускают свои БПЛА на свой страх и риск без документов. В Воздушном кодексе есть несколько лазеек, которые помогут избежать административного штрафа, но для начала придётся доказать, что полёт аппарата не вызвал бы угрозы для окружающих.
Ожидается, что с введением неких общих критериев использования БПЛА, которые могут вступить в силу в следующем году, появятся понятные правила игры для того же личного или коммерческого их использования. Например, в некоторых странах уже разработали законы, которые позволяют использовать коптеры в курьерских целях. К слову, в 2014 г. пиццерия из Сыктывкара уже использовала БПЛА для доставки заказов. Но находчивые коммерсанты получили штраф за несанкционированное пользование воздушным пространством. Его удалось оспорить через суд, но осадок остался.
Впрочем, не факт, что поправки в Воздушный кодекс РФ смогут одновременно обезопасить воздушное пространство и сделать его доступным для всех желающих. Так, например, для обладателей БПЛА массой больше 30 кг придётся получать удостоверение годности к полётам. А на сверхлёгкие пилотируемые аппараты до 115 кг придётся ещё и специальными сертификатами обзаводиться и даже проходить подготовку для управления такими БПЛА. Вдобавок ко всему придётся вести бортовой журнал в электронном виде.
Но, как известно, строгость российских законов зачастую компенсируется необязательностью их исполнения. Поэтому пока не известно, какой эффект окажут новые поправки – уйдут ли летательные аппараты в нелегальное подполье или же над Москвой расправят крылья и винты десятки БПЛА.
Аргументы военпрома
В Объединённой приборостроительной корпорации, которая входит в «Ростех», объявили о создании «СВЧ-пушки». Это сверхвысокочастотный комплекс, который способен выводить из строя всю радиоэлектронику самолётов и БПЛА в радиусе 10 км. Любопытно, будут ли подобные аппараты стоять на страже Москвы и сбрасывать на землю неугодные коптеры, которые шумят под стенами Кремля?