Идёт 82-я навигации на Москве-реке. В Столичной судоходной компании – старейшей и крупнейшей в стране, есть чем гордиться и о чём мечтать.
Мало воды
Заместитель руководителя федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк заверил, что навигация на нашей реке будет активной, несмотря на маловодье. Причинами маловодья рек по всей стране и даже озера Байкал стали малое количество осадков, а также тёплая и малоснежная зима. Судоходству на Москве-реке эта проблема не помешает. На данный момент в водохранилище скопилось достаточное количество воды. В прошлом году на некоторых узких проходах, ближе к Волге, теплоходы стояли в очереди, чтобы пройти сложные участки. В этом году ситуация повторится. Однако в пределах города москвичи не будут сталкиваться с этой проблемой, поскольку здесь не ходят большие суда.
Ах, белый теплоход!
Столичная судоходная компания была создана в 1933 году. Изначально её нагрузки были исключительно транспортными. Экскурсионные прогулки стали здесь проходить начиная с 1980 года – во время Олимпиады. В настоящее время в эксплуатации компании находятся 55 различных судов. Это 45 пассажирских теплоходов, в том числе двухпалубные типа «Москва» и «Москвич», однопалубные типа «Фонтанка», экскурсионные пассажирские «Столичный-1» и «Столичный-2». Остальной флот – вспомогательные и технические суда. В прошлом году ССК перевезла более 700 тыс. пассажиров, намерения на этот год – как минимум, столько же. А вообще Московская ассоциация судовладельцев пассажирского флота насчитывает 60 организаций. В регионе работает больше ста различных компаний, 166 пассажирских судов. За прошлую летнюю навигацию, по данным ассоциации, по главной столичной водной артерии было перевезено в общей сложности более миллиона пассажиров. Не считая 250 тыс. человек, совершающих прогулки на банкетных судах, и 150 тыс. туристов, путешествующих на круизных теплоходах. У всех компаний примерно один ценовой диапазон. Особняком стоит «Рэдисон». Заоблачные цены на эти услуги объясняются премиум-сегментом, то есть не для масс.
В 2014 г. одной компанией по заказу Столичной судоходной компании был проведён конкурс «Ты можешь изменить «Москву»!» в рамках масштабной программы по реновации столичного речного флота и дальнейшего развития туристического потенциала Москвы-реки. Любимый и известный всем трамвайчик «Москва» преобразится и примет на свой борт первых пассажиров в середине августа. Прежним останется лишь корпус в машинном отделении.
Гуляем и образовываемся
Директор Столичной судоходной компании Дмитрий Балыков говорит: «Наша задача – сохранить лучшие традиции. При этом необходимо улучшение технического оснащения, сервиса и общеобразовательного начала. В этом году экскурсии по реке будут проводить живые, а отнюдь не электронные гиды на нескольких языках. Эта услуга станет стандартной и будет входить в цену билета. Подобные экскурсии будут проходить по всем основным маршрутам: Киевский вокзал – Новоспасский мост, Киевский вокзал – Котельническая набережная – причал «Киевский вокзал», Болотная площадь – Третьяковский мост с выходом на центральную часть реки.
Цены на речные прогулки поднялись на 10%. Их себестоимость намного выше. Она складывается из фонда оплаты труда, учитывая налоги, стоимость топлива, платежей за земельные и коммунальные услуги, а также ремонт. 1,5-часовая поездка обойдётся в те же, что и в прошлом году, 500 рублей. Двухчасовая экскурсия «Легенды и тайны Москвы-реки» будет стоить 900 рублей для взрослых и 600 – для детей. В этом году разработано 10 основных маршрутов экскурсионной направленности. Они покрывают всю Москву и выходят за её пределы. На севере – по Химкинскому, Клязьминскому, а также и на юге – по Пестовскому водохранилищам. Вообще на Москве-реке будут проводить не только прогулочные, но и развлекательные, музыкальные, поэтические и детские программы. С бортов речных теплоходов будет звучать много ретромузыки – мелодий довоенных лет и, естественно, фронтовых песен. Гостей на борту будут встречать герои Михаила Булгакова и Александра Родченко. Руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников говорит: «В этом году с Москвой-рекой будет связан и фестиваль «Круг света». Он начнётся 27 сентября на Фрунзенской набережной.
Когда разгрузим дороги
Уже два года нам обещают начать грандиозную перестройку Москвы-реки в качестве дополнительного городского транспорта. Таким образом город сможет решить свои транспортные проблемы, пусть только и на весенне-летний период. Дмитрий Балыков говорит, что Столичная судоходная компания совместно с Мосгортранспортом предоставила правительству Москвы все серьёзные разработки с учётом пассажирского потока. Теперь решение за правительством Москвы. Дело в том, что все транспортные перевозки – дотационные. Необходимы соответствующие финансовые решения. Огромный проект предусматривает множество реконструкций и строительство новых набережных. Владимир Черников обещает, что до 2017 г. начнутся работы на трёх набережных: Тараса Шевченко в районе Делового центра, набережной в районе ЗИЛа и набережной в Строгине. Здесь появятся новые причалы и будут реконструированы имеющиеся. Затем начнётся благоустройство остальных набережных. К сожалению, сейчас из 83 километров этих территорий лишь 33% приспособлены для пешеходов и 45% – для автомобилистов. Серьёзная проблема для города – оторванность от реки множества магистралей и рекреационных зон. Исключением в ближайшем будущем станут парк Музеон, Воробьёвы горы, Нескучный сад, набережная кинотеатра «Зарядье». Гигантское пространство, связанное с рекой, в этом году будет видоизменяться.