28 мая экс-начальник генштаба Юрий Балуевский удивил журналистов и экспертов: «Создание частных военных компаний нарушает Конституцию РФ». Заявление было сделано на пресс-конференции в честь выхода книги о ЧВК Blackwater. Пикантность слов в том, что они входят в прямое противоречие с публично высказанным мнением Владимира Путина, который назвал ЧВК «инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства».
Вероятно, причина скандального высказывания – закон «О частных военно-охранных компаниях», который уже вносился в Думу и теперь дорабатывается. По нему в РФ могут быть созданы военизированные коммерческие организации, которые смогут выполнять контракты за рубежом, а возможно, и в России. По данным «Коммерсанта», в декабре прошлого года законопроект получил позитивный отзыв МИД РФ, а в Минобороны назвали его «интересным».
В последние дни споры о ЧВК в экспертном сообществе заметно обострились. Так, главред «Национальной обороны» Игорь Коротченко в своём интервью ИА «Росбалт» отметил, что они необходимы России для защиты экономических интересов за рубежом, а также в случае возникновения конфликтов. ЧВК призваны делать то, что не должна делать армия: патрулировать трубопроводы, месторождения, проводить конвои и обеспечивать безопасность стратегических перевозок в опасных районах или местах, где вероятны провокации. Коротченко подчёркивает: функции ЧВК должны чётко регулироваться законом, а их деятельность – контролироваться государством.
По оценке главы охранной структуры «РСБ-консалт» Олега Криницына, собственные ЧВК позволили бы стране избежать многих имиджевых рисков наподобие скандала вокруг «Приразломной».
В мировой практике ЧВК (в первую очередь американские и британские) выполняют множество функций – от разминирования и охраны до подготовки армии. Удачный пример привёл директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов: «Китай держит в Судане на охране нефте- и газопроводов 40 000 таких «частников», вооружённых всем, вплоть до ПЗРК. Почему России нельзя?»
На этом фоне заявление Балуевского выглядит странно: какое дело армии до функций, которые будет выполнять гражданская структура там, где армии точно быть не должно? Эксперты намекают на «бюджетную» подоплёку. Так, зампредседателя ОАК Вадим Маршаков в своём аккаунте в Facebook пишет:
«…с армии сняли бы часть работы, которая для неё неуместна и которую она делает неэффективно, а для ЧВК – основной вид деятельности и заработка. Но, как видно, Балуевский почему-то очень против перераспределения побочного армейского бюджета».