Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 17(458) от 14.05.2015

Новая жизнь балалайки

, 18:57 ,

Дуэт «Другой мир» – уникален по своей сути. В нём впервые использовано сочетание балалайки-примы и балалайки-альта, которые до сих пор считались исключительно оркестровым аккомпанирующим инструментом. «Другой мир» – это известный композитор, автор двух Концертов для балалайки с оркестром и целого ряда пьес, один из выдающихся исполнителей-балалаечников, заслуженный артист России Александр МАРЧАКОВСКИЙ и молодой талантливый музыкант, выпускник РАМ им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов Антон ЖУКОВ. На II церемонии вручения Национальной Премии Добрых Дел «Сможем вместе!» дуэт «Другой мир» исполнил для лауреатов и гостей премии попурри «Хиты мира».

- Господа музыканты, что мы, простые смертные, не знаем о балалайке?

Антон Жуков: Например, мало кто знает, что царь Алексей Михайлович Романов изгнал из Москвы всех скоморохов, играющих на гуслях и домре (прообраз балалайки, которой тогда ещё не было), и сжёг семь возов с этими инструментами.

Александр Марчаковский: Скоморохи выступали с резкой критикой церкви. И патриарх Никон начал борьбу с ними. Поскольку у Алексея Михайловича учителем был немец, которому русская культура была совершенно чужда, обращение Никона к царю по поводу скоморохов попало на хорошую почву… Предание анафеме и сожжение инструментов нанесли колоссальный ущерб развитию национальной музыки. Домра и гусли были названы «бесовскими инструментами», играть на них запретили. Это продолжалось достаточно долго, пока не появилась балалайка в её современном виде, ведь народу всё равно нужен был какой-то свой инструмент. И тогда, в 80-х годах позапрошлого века, началось возрождение национальной инструментальной музыки. Этот ренессанс связан с именем Василия Васильевича Андреева, великого русского просветителя, создателя первого оркестра народных инструментов.

А.Ж.:. Андреев был очень богатым человеком. Родился в Бежецке, у него там было целое поместье. И как-то он услышал игру одного из своих конюхов на балалайке. Как писал потом Василий Васильевич в своих воспоминаниях, «как молния у меня пронеслась мысль – довести игру на балалайке до совершенства». Первый концерт оркестра народных инструментов состоялся в 1888 году в зале Дворянского собрания в Петербурге. Василий Васильевич Андреев написал массу полонезов, вальсов, мазурок. Его называли «русским Штраусом».

– А где вас лучше принимают – в России или за границей? За рубежом балалайка, наверное, экзотика?

А.М.: Нет, уже давно балалайку не воспринимают как экзотику. Балалаечники играют настоящие музыкальные произведения, поклонники музыки это ценят. Кстати, не важно, знают ли за границей балалайку, важно, насколько страна инструментально развита. Я когда-то выступал в Мексике на огромной площади, где собрались три тысячи человек, играл вариации на тему Паганини. Так мексиканцы просто визжали от восторга! Потому что Мексика – страна высокой инструментальной культуры, у них гитара – национальный инструмент, они прекрасно понимают, что такое играть хорошо и что такое играть плохо – не важно на чём. Да, в советское время, когда я ездил за границу, балалаечники возили туда «лубочную» музыку, любили повертеть балалайку в воздухе. Тогда это воспринималось как экзотика. Но как только люди понимают, что человек играет по-настоящему, экзотика исчезает, они начинают слушать, как музыкант играет. Надо сказать, что и среди «симфонического люда» нас перестали воспринимать в качестве самодеятельности. Мы много раз играли с разными скрипачами, пианистами, духовиками – никто не отказывает в сотрудничестве. Мы играем с народными, симфоническими, камерными оркестрами, и очень серьёзную музыку.

А.Ж.: Когда я в 2002 году стал стипендиатом фонда Владимира Спивакова, у нас сложилась прекрасная концертная бригада, куда входили скрипач, флейтист, пианист, другие музыканты и я, балалаечник. Мы объездили множество городов – от Калининграда до Тюмени. Играли в таком составе концерт в двух отделениях. И не было у нас никогда никакого разделения…

А.М.: Я недавно видел по ТВ анонс детского конкурса, который проводит Владимир Спиваков. Среди участников – пианисты, флейтисты, скрипачи, гобоисты. И – мальчик-балалаечник. Спиваков понимает, что музыкальный мир многообразен и в нём должны жить все инструменты. И меня это очень порадовало.

– Где вы будете выступать в ближайшее время, какие у вас творческие планы?

А.М.: У нас есть такой постоянный ежегодный проект «Голландия – Германия», он длится примерно два месяца. Скоро поедем на кинофестиваль в Ялту, летом – концерты в Белоруссии.

А.Ж.: А ещё мы вместе с великолепным актёром Сергеем Петровичем Никоненко создали программу к 70-летию Победы. Она называется «Ради жизни на земле». Сергей Петрович, с которым мы делали программу, посвящённую Сергею Есенину, а я был музыкальным руководителем и дирижёром на его фильме по рассказам В. Шукшина «Охота жить», читает пять глав из «Василия Тёркина». В программе также звучат песни военных лет в исполнении молодых актёров Алины Горбенко и Дениса Береснева. А наш дуэт «Другой мир» обеспечивает всю музыкальную составляющую.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram