Идея создать при московских поликлиниках так называемые кабинеты здорового пациента назрела давно. Однако медики сомневаются: хватит ли для её реализации кадровых ресурсов.
Дефицит участковых
В результате проводимой в Москве реформы здравоохранения, которую власти тактично именуют «процессом оптимизации системы медицинских услуг населению», в городских лечебных учреждениях образовался «дефицит» участковых терапевтов и врачей общей практики. Нехватка этих специалистов в городе оценивается примерно в 25%. То есть на четверть от необходимого количества.
«Кабинеты здорового пациента» предназначены в основном для выписки всевозможных медицинских справок, направлений на анализы. Такие помещения могут появиться в самое ближайшее время. Об этом объявила недавно глава комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. А в случае положительного интернет-голосования среди горожан, которое планируется проводить в ходе эксперимента, эти кабинеты будут открыты во всех поликлиниках к концу текущего года.
Мэр Москвы Сергей Собянин во время своего недавнего посещения показательной, «парадной» поликлиники №64 на Малой Семёновской улице отметил, «что эта идея с новыми кабинетами сразу увеличит доступность врачей по системе ЕМИАС» (Единая медицинская информационно-аналитическая система). Есть ещё одна задача – это уменьшить количество живых очередей к медицинским специалистам в поликлиниках.
Дело в том, что электронная запись к участковым терапевтам и другим специалистам не слишком сильно повлияла на сокращение «живых очередей» в столичных поликлиниках. Похоже, именно этим обстоятельством и обусловлено появление в лечебных учреждениях города вышеупомянутых «кабинетов здорового пациента».
Для того чтобы заселить новые кабинеты, потребуется не только изыскивать дополнительные «квадраты» в уплотнённых в результате слияния и укрупнения рабочих площадей в лечебных учреждениях, но и вводить новые штатные единицы. Как минимум, три-четыре медработника на каждую поликлинику. Зачем нужны такие жертвы? А затем, что идея новой услуги, по словам чиновников столицы, заключается в том, чтобы разгрузить врачей, принимающих больных граждан. Всем известно, что медработников сегодня везде не хватает!
Бесспорно, создание «кабинетов здорового пациента» несёт в себе рациональное зерно. Посетители смогут померить давление, взять направление на анализы, оформить санаторно-курортную карту, не контактируя с инфекционными больными. К тому же никаких очередей! А значит: меньше стрессов для граждан.
Сократят ли очереди
Аналогичный проект, условно называемый «Здоровое детство», планируется запустить в детских поликлиниках столицы. Там в новых кабинетах для здоровых детей за пять минут можно будет получить рецепт на молочную кухню, справку для оформления ребёнка в бассейн или детсад. Эту новую услугу сейчас начали тестировать в поликлинике №180.
Особо подчёркивается, что запланированное нововведение, по приблизительным подсчётам, сократит очереди в детских поликлиниках на 15%. Такова сегодня доля здоровых детей, которые вынуждены подолгу просиживать бок о бок с заболевшими сверстниками, в том числе с маленькими пациентами с вирусными заболеваниями.
Эта инициатива чиновников от здравоохранения тоже стала предметом дискуссий, только уже среди врачей-педиатров. Вот мнение заведующей филиалом Детской городской поликлиники №38 на Арбате, врача высшей категории Ирины Нагаевой: «Сокращение очередей и контактов здоровых детей с больными – это, безусловно, очень важный шаг. Далее родители, конечно, в первую очередь хотят услышать мнение педиатра о состоянии здоровья своего ребёнка. А это, как раз, не входит в рамки планируемой услуги. К тому же дети будут попадать к случайному врачу, оказавшемуся на дежурстве, согласно графику, а не к своему постоянному педиатру, хорошо знакомому с историей болезни ребёнка.
Чёрные списки
В конце минувшей зимы в Департаменте здравоохранения пытались разработать и внедрить некую систему наказаний для тех москвичей, кто записался к врачу и почему-то не дошёл до него. Речь даже шла о «чёрных списках», которые предполагали административные наказания.
Но Департамент информационных технологий перехватил инициативу. Теперь вместо планируемой властями очередной системы наказаний «технари» разработали и готовы внедрить новую электронную услугу. В чём её суть? Сейчас, после записи к врачу, пациенты столичных поликлиник сразу получают на свой телефон уведомление о предстоящем визите. По новым правилам пациенту будут ещё напоминать о запланированном посещении врача. О такой услуге москвичи просили городскую власть в ходе социологического проекта «Московская поликлиника».
Горожане предлагали активнее использовать электронные средства связи для оповещения о приёме. Включая SMS, e‑mail и телефонные звонки. Но власти интерпретировали инновацию по-своему. И задумали ввести административную ответственность для пациентов, которые «прогуляли» визит к врачу без предупреждения или уважительных причин.
Но здравый смысл всё-таки одержал верх. Москвичам скоро начнут приходить уведомления о необходимости сделать прививку или пройти диспансеризацию. Кроме того, в сообщениях будет говориться об изменении работы поликлиник и других нововведениях. Информацию будут получать все пользователи городских приложений – «Наш город» или «Активный гражданин». «Push-уведомления отправляет программа, установленная на телефоне. Это бесплатная услуга в отличие от платных SMS сотовых операторов», – пояснил замруководителя Департамента информационных технологий Владимир Макаров.