Режиссёр и продюсер Филипп ЛОСЬ выступил с инициативой создания новой общественной организации. В планах Московской ассоциации самостоятельных театров (МАСТ) – поддержка молодых столичных коллективов.
«АН» Филипп Лось рассказал об уничтожении «Открытой сцены» и негосударственных театров, большинство из которых существуют исключительно на собственном энтузиазме.
Выживают как могут
Как рассказал нам Филипп Лось, инициатива создания ассоциации возникла из-за противоречий. «В законодательстве о культуре закреплены очень правильные аспекты, но при этом нельзя сказать, что сегодня мы наблюдаем взвешенную молодёжную культурную политику. Этот диссонанс заставил нас объединиться».
На сегодняшний день в столице работает около 30 негосударственных театральных коллективов («Театр.doc», «Театральный особнякъ», «Студия театрального искусства» Женовача и другие).
Молодёжь (и не только) с удовольствием ходит на «свежие» спектакли, открывая для себя совсем иной взгляд на театральное искусство. Увидеть на сцене можно и классику, и современную драматургию.
«Как образуются подобные молодые театральные коллективы? Как правило, в них есть лидер – режиссёр, выпускник театрального учебного заведения. Вокруг него собирается, формируется коллектив – группа актёров, единомышленников», – рассказывает Филипп Лось.
Но часто такая труппа не получает никакой государственной поддержки. Театр существует исключительно на собственном энтузиазме.
«Есть грантовая программа, но её объёмы ограничены. Молодым театрам крайне необходима поддержка! Поэтому мы и решили объединиться. Пока это лишь инициатива. Но на 18 мая у нас уже намечен учредительный съезд», – рассказывает Филипп Лось.
В планах ассоциации – обращение в Департамент городского имущества Москвы. «У начинающих театров нет своих помещений, нет сцен, часто им негде играть. Когда-то в одном из эфиров я общался с юристом. Он рассказал, что рынок стоматологических услуг в России развивается очень удачно. В частности, потому, что помещения под стоматологические кабинеты выделяются на первых этажах зданий. Порой на льготных условиях. Может быть, стоит применить этот опыт и для развития молодых театров?» – предлагает Филипп Лось.
«Открытую сцену» уничтожают
Также режиссёр рассказал о проблеме, возникшей после реорганизации проекта «Открытая сцена». Напомним, что проект был создан с целью поддержки театральных инноваций.
«Нас присоединили к Центру драматургии и режиссуры. В «Открытой сцене» мы поддерживали самостоятельные свободные проекты. Были пропаганда, работа со зрителями, постановки в библиотеках… Но сейчас «Открытая сцена» уничтожается».
По заявлению инициатора создания МАСТ, директор ЦДР Дмитрий Палагута снимает спектакли. «Отменён майский репертуар. Бюджетные деньги были выделены на определённые проекты, но сейчас эти спектакли закрывают».
Так, по личному указанию Палагуты, не состоятся премьера спектакля «Король Лир», выпускаемого на грант «Открытая сцена», премьера дипломного спектакля выпускника Щукинского училища Ильи Прозорова «Верона», показ Optimus mundus, номинированного на «Золотую маску»… В «чёрном списке» много и других постановок.
«Мы активно протестуем и надеемся на поддержку нового руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского», – сообщил Филипп Лось.
Также известно, что МАСТ может стать одним из подразделений Союза театральных деятелей РФ (там проявили заинтересованность) или профессиональным союзом. «Возможно, позже мы могли бы стать общероссийской организацией, ведь поддержка нужна и региональным театральным коллективам!»