Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 14(455) от 16.04.2015

В светлом мирке

, 18:18 , Обозреватель отдела Общество

«Пригодится людям старшего поколения. Им ещё недавно это было равно пьяни и брани неформальной. Оказалось, здесь свежий смысл и сильная лирика. Как же раньше не замечали? Упустили как?» – рекламировал Влади в своём творчестве своё же творчество. Теперь, перешагнув официальную границу молодости (36 лет), он сам влился в категорию «старшего поколения». И новый альбом «Несусветное» получился взрослее предыдущих. А ещё оказался в первую неделю самым покупаемым на главных музыкальных ресурсах Рунета.

Уже в 2008-м участники группы «Каста» заявили, что более не намерены «озвучивать взгляды неблагополучной молодёжи с окраин» и взамен выбрали «художественный рэп, сочетание литературы и музыки». И правда: чем дальше, тем меньше их творчество напоминает раннюю «Касту». Особенно это касается сольных альбомов Влада Лешкевича, которого принято считать идеологом группы.

Скрытый смысл заглавия «Несусветное» заботливо подсказывает обложка альбома: Влади держит-несёт горящую лампочку. (Некий остряк в Интернете подрисовал поверх лампочки стакан пива и поменял надпись на «Несусветлое».) Название, бесспорно, пафосное и отражает немалую самоуверенность автора. Но поспорить с тем, что Влади в этих песнях несёт свет, непросто.

Психотерапия и советы, как относиться к жизни, – вот вкратце содержание альбома. При этом Влади сторонится заумных «просветлений» (на пластинке есть песня про чудака, у которого съехала крыша на почве «познания реальности»). Также автор проводит черту между собой и профессиональными проповедниками: «Кто-то преуспел – смотрим, что на нём за вещь. Кто-то просветлел – купим в его церкви мерч». Да и назвать проповедями эти песни трудно. Свои взгляды Влади выражает, наоборот, в форме исповедей, рассказывая о собственных шишках. «Я был связан чуждыми принципами. Человек человеку волк! Ты мужик, ты должен биться, пойми! Оставаться прежним! Кивок». И результат: «Подвело, в чём уверен был. Я со всей дури в двери бил. Что-то щёлкнуло в черепе, и я умерил пыл». (Влади рифмует потрясающе, собирая куплет как кубик Рубика. Слушатель, малознакомый со сложной рифмовкой, может даже пропустить кое-что мимо ушей. Все заметили, что в цитате «принципами» рифмуется не с «биться», а с «биться, пойми»?)

В альбоме несколько песен о любви – совсем не таких, какие Влади писал прежде. Ничего не осталось от штормов «Ревности» и «Радиосигналов». Теперь – штиль, но не равнодушие, а покой и надёжность. «Мы друг друга очень. Мы не можем без. Мы отдадим всё, чем. Вместе мы перенесём, ведь я для тебя на всё». Эмоциональный накал больше не в цене – на смену ему пришли вещи другого порядка. Кстати, песня про эмоции здесь тоже присутствует: герой влюбляется в красоту девушки, добивается её, пребывает в эйфории… и вдруг остывает, поскольку ничего, кроме эмоций, в этом не было.

Формула счастья у Влади звучит просто: «Что отражаю, то и порождаю. Что излучаю, то и получаю». Очень напоминает эзотерическое учение о «материальности мыслей». Но дело не в том, как это назвать. А в том, что к добрым поступкам здесь мотивирует корысть – личное благополучие. Хорошо, если учение срабатывает, а если нет, то добро долой? Влади словно перечит своей предыдущей пластинке, где были слова о бескорыстности морали: «Почему не делать зла вместо добра, если мне нравится зло и меня не смогут покарать?»

«Материальностью мысли» можно объяснить язву желудка на нервной почве или неудачи в личной жизни (сперва научись быть счастливым – и тогда к тебе потянутся), но не проблемы другого рода. Вряд ли у Влади повернётся язык сказать, что, например, мирное население Донбасса само виновато, поскольку само-де вызвало войну какими-то не теми мыслями. К слову, о войне на всём альбоме лишь одна строчка – в песне о несоответствии желаний и действий: «Петровы смотрят новости войны, а жить хотят спокойно». Понятно, что альбом направлен во внутренний мир, но для такого социального жанра, как рэп, странно отталкивать столь злободневную тему.

Под конец стоит упомянуть песню, которая находится в самом начале «Несусветного» и при этом с трудом в него вписывается, – вещь в духе ранней «Касты» о её родном городе. «Где вражда за каждый обгон и светофор. Рамс из-за пустяков – в травмпункте мирный договор… Где все нормальные имеют понимание самого основного: что здраво, а что нездорово. И это вещи, в которых уже слабо подкован кто-нибудь омосквевший вдали от Ростова». Эдакое «здравое» в корне противоречит всей философии пластинки, однако рэпер говорит об этом как о прошлом, пусть и с любовью. Принимать себя прежнего – ещё одно условие гармонии. Но какому Влади – теперешнему или прежнему – скорее захочет подражать незрелый слушатель? Вопрос морализаторский, так ведь и альбом тоже.

Как мелодист и вокалист Влади уступает самому себе как поэту и рэп-исполнителю. Тем не менее в «Несусветном» многие найдут приятные для себя припевы. Аранжировки делал саунд-продюсер Саша JF: на пластинке слышны клавишные, гитара, компьютер. Звучание тонизирующее и притом ненавязчивое.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram