Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 10(451) от 19.03.2015

Из мэрии кризис не виден

, 18:47 , Обозреватель отдела Общество

Малый и средний бизнес в Москве – это не только товары и услуги, но и рабочие места и поступления в бюджет. Сейчас бизнесмены переживают тяжёлые времена, что не замедлит сказаться на городе в целом. На вопросы «АН» отвечает Александр ЖАРКОВ – руководитель московского отделения «Опоры России», всероссийской общественной организации малых и средних предпринимателей.

- Какие предприятия малого и среднего бизнеса пострадали от кризиса сильнее всего?

– Наиболее уязвимы оказались предприятия, оказывающие услуги, – химчистки, прачечные, салоны красоты, рестораны. Потребители стали сильно экономить на этом. По ресторации даже есть точная цифра за январь: 52 ресторана закрылись. Полагаю, в феврале закрылось не меньше. Кроме того, страдает торговля – от самой мелкой до бутиков. Весь центр Москвы пестрит вывесками «Помещение сдаётся в аренду». Причём лишь меньшинство предпринимателей, оставивших помещения в центре, перебрались в помещения подешевле (остальные просто заморозили свою деятельность). У налоговой службы информация очень своеобразная: по их данным, в 2014 году наблюдается не спад, а рост предпринимательской активности. Но это лишь видимость, поскольку в 2013 году множество индивидуальных предпринимателей закрылось из-за введения социальных налогов.

В основном чиновники убеждены, что никакого кризиса в городе нет. Но экономический блок мэрии частично пошёл нам навстречу. Создал с нашей подачи антикризисный штаб, правда, назвали его иначе – без слова «кризис». Мы представили нашу программу из 18 пунктов. Шесть из них включены в большой антикризисный план мэрии, но только два – полностью. Первый – это сохранение розничных продуктовых рынков. Предложение было одобрено в течение суток. Из 20 рынков, которые мэрия намеревалась закрыть в этом году, 15 продолжат работу (другие пять уже строят капитальные сооружения для торговли). В результате столица сохранит 7,5 тысячи рабочих мест. Также после жёсткой дискуссии было принято второе наше предложение – заморозить льготную ставку арендной платы для социально значимых предприятий.

– Чего ещё требуете?

– Сейчас жёсткая дискуссия продолжается: мы настаиваем, что необходимо приостановить программу по замене вывесок. Это точно не первоочередная мера, а между тем недешёвая: новая вывеска обходится предпринимателю в сумму не менее 200 тысяч рублей. Причём в исторической части города вывески уже заменены. Господин Капков перед своим увольнением сказал нам: «Если снять обязательство по замене вывесок, москвичи нас не поймут». А что, предприниматели – не москвичи?

Кроме того, мы довольно подробно обсуждаем вопрос о выделении квоты (1–3%) в городском госзаказе для предпринимателей-инвалидов, а также квоты на аренду городского имущества для них. Ещё мы добиваемся отсрочки на введение в Москве нового налога (торгового сбора) и пересмотра кадастровой оценки имущества, влияющей опять же на размер налоговых платежей. Рыночная цена активов упала – значит, и кадастровая оценка должна снизиться.

– Насколько выросла безработица в Москве?

– К сожалению, в мэрии пока не видят роста безработицы. Работа чиновников регламентирована чёткими документами: если безработный не встал на учёт – считается, что он при деле. А ведь люди идут к чиновникам за помощью в поиске работы лишь в самом крайнем случае, полностью отчаявшись. И уж тем более в последнюю очередь к ним пойдут предприниматели – люди, привыкшие полагаться прежде всего на собственную инициативу. Мы, кстати, сейчас обсуждаем с мэрией новую программу трудоустройства, в рамках которой предприниматели оперативно сообщали бы чиновникам о своих вакансиях, а те оперативно бы на это реагировали.

– А к федеральным властям есть требования?

– В апреле мы выносим на обсуждение в Госсовете несколько законодательных инициатив. Главная из них, поддержанная мэрией Москвы, – продление закона о льготной приватизации на неограниченный срок. Множество предпринимателей не сумели воспользоваться законом, поскольку мэрия долго не могла согласовать оформление документов с федералами и, соответственно, этот закон в Москве не работал.

– Когда-то давно, ещё в бытность президентом, Дмитрий Медведев сказал, что довольно уже «кошмарить» бизнес…

– Об этом и Владимир Путин много раз говорил. К сожалению, на местном уровне руководители придерживаются своей точки зрения и действуют вопреки руководству страны. Президент в послании к Федеральному собранию говорит, что нельзя вводить новые налоги, а мэрия Москвы вводит торговый сбор. Кроме того, мэрия ввела коэффициент «10» на рыночную ставку, то есть стоимость недвижимости в Москве будет ежегодно повышаться на 10%.

Наша задача – формировать общественное мнение, подключать журналистов. Также необходимо достучаться до сердец предпринимателей – убедить их, что надо бороться, что от этого есть прок. Мэрия впервые приняла решение в пользу бизнеса за последние три года (всё это время наше положение становилось хуже и хуже). Только под напором чиновники начинают задумываться и что-то менять. Сами из своих кабинетов они не видят проблем города. У нас сейчас в ходу шутка: «Мэрия победила пробки... победив бизнес».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram