Аргументы Недели → Город М № 8(449) от 05.03.2015

Опальные энергетики

, 19:22

Предполагаемый запрет энергетиков, содержащих алкоголь, вызывает в Москве масштабные обсуждения и находит как сторонников, так и противников. Между тем на этом столичном рынке есть и другие нерешённые проблемы.

В конце февраля Мосгордума приняла в первом чтении проект закона о запрете продажи энергетических напитков, содержащих алкоголь. Штраф за продажу алкоэнергетиков на территории города будет составлять от 50 до 200 тыс. рублей в зависимости от того, физическое или юридическое лицо совершило нарушение. «Документ направлен на сохранение здоровья молодёжи и напрямую отвечает нашим национальным интересам», – отмечает депутат МГД Николай Зубрилин. Сейчас депутаты дорабатывают законопроект и могут окончательно принять его уже в марте!

Энергетики: за и против

Обеспокоенность властей проблемой алкоголизации общества как в Москве, так и в регионах у многих вызывает солидарность. «Хуже от запрета точно не будет, – считает Павел Шапкин, глава Центра разработки национальной алкогольной политики. –Это правильная мера, я всегда разделял беспокойство по поводу алкогольных энергетиков. Для молодёжи они даже более вредны, нежели обычные алкогольные напитки, поскольку там присутствуют кофеин и другие тонизирующие вещества, которые возбуждают психику, учащают сердцебиение».

В некоторых регионах страны подобные законы, накладывающие запрет или ограничение на продажу энергетических напитков, содержащих алкоголь, уже действуют. К числу таких субъектов, например, относится Краснодарский край. Однако, как отмечает Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя,эффект подобного запрета там невысок. «Некоторые регионы тоже пытаются ограничивать продажу энергетиков и с удивлением обнаруживают, что продукт остаётся на прилавках, – рассказывает эксперт. – Происходит это потому, что производители убирают из рецептуры 0,5% кофеина и продолжают производить напиток дальше. Обычно в законопроекте определяется доза кофеина, выше которой нельзя употреблять этот напиток».

Интересно, что по итогам прошлого года в стране было выпито около 100 млн. литров энергетических напитков, или примерно 1,5 л на человека. Для сравнения: в европейских странах потребление этих напитков в год доходит до 8 литров. Таким образом, некоторые эксперты алкогольного рынка полагают, что запрет энергетиков во многом связан с желанием самопиара авторов законопроекта.

Часть экспертов также уверена, что даже в условиях отсутствия этой категории напитков люди всё равно будут пить что-то похожее. Ведь человеку нужен не конкретный напиток, а то состояние, в которое он приходит после его употребления. «Молодёжь для повышения своей активности и выносливости организма начнёт искать какие-то другие виды возбудителей, – говорит предприниматель Роман Жигульский. – Поэтому, на мой взгляд, эта мера малоэффективна. Что касается торговли, то на бизнес запрет повлияет не сильно. В структуре продаж магазина доля энергетиков не так высока».

От частного к общему

Сегодня более глобальная проблема, требующая внимания, – это огромное количество торговых точек, которые занимаются продажей контрафактного алкоголя на территории Москвы без лицензии. От этого столичный рынок алкоголя, как собственно и российский в целом, находится в крайне негативном полюсе. «Легальный алкоголь (по крайней мере крепкий) дорог для значительной части нашего населения, – говорит Вадим Дробиз. – За последние 4 года бутылка легальной водки подорожала в 2,5 раза. Уровень жизни населения за это время пропорционально росту цен не вырос. Поэтому 65% выпиваемого крепкого алкоголя – это нелегальная суррогатная продукция. Для сравнения: на Западе нелегальный рынок гораздо меньше – примерно 15%. Государство признало ошибочность акцизной политики и «заморозило» ставку на три года, но ситуация не выровняется, потому что кризис всё равно ухудшает ситуацию с уровнем доходов, качеством жизни».

Кроме того, по данным Центра разработки национальной алкогольной политики, в 2014 году в Москве было выпито 140 млн. л водки, на полпроцента больше, чем годом ранее. Ликёро-водочных изделий было – 32 млн. л – на 1% больше. Коньяка – 21 млн. л, и это примерно соответствует уровню 2013 года. Винодельческой продукции москвичи употребили 165 млн. л, пива – 1115 млн. л, слабоалкогольных напитков – 200 млн. литров. Исходя из этих цифр, можно сказать, что, несмотря на все запретительные меры, в столице меньше пить не стали.

Винные перспективы

Присоединение Крыма к России существенных изменений на винном рынке, в том числе и столичном, не вызвало. В Крыму надо сажать виноградники, и плодоносить они начнут в лучшем случае через пять лет. Но даже с учётом Крыма российское вино – это всего 20% от того вина, что выпивают россияне. Вместе с тем перспективы у крымских вин очень хорошие. «Сейчас в силу изменений курса национальной валюты все европейские вина и коньяки стали значительно дороже, и их поставки могут быть сокращены, – считает Павел Шапкин. – Та продукция, которая не будет представлена на рынке, будет заменена на напитки российского производства. Для отечественных виноделов это хороший шанс занять серьёзные позиции».

По наблюдениям Вадима Дробиза, сегодня государство уже осознало, что надо менять структуру потребления алкоголя, делать её близкой к советскому периоду, когда мы были винно-водочной страной. «Сегодня у нас потребление вина в четыре раза ниже, чем в советское время, а потребление пива в 3,5 раза больше, – отмечает эксперт. – Сейчас государство поворачивается лицом к виноградарям и виноделам. Но, для того чтобы замещение происходило, необходим рост уровня жизни. Когда начнётся рост потребления вина, это будет первый показатель того, что Россия выходит из кризиса».

Примечателен и тот факт, что за последние 4–5 лет российские вина завоевали свыше 300 наград на самых престижных мировых конкурсах. Это, без сомнения, внушает надежды.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram