Аргументы Недели → Город М № 44(436) от 20.11.2014

Стой и плати

, 18:44

Зона платной парковки, которая должна была расшириться с 25 декабря этого года, всё-таки прорвёт кольцо и выйдет за пределы ТТК. Об этом заявил заместитель главы Департамента транспорта Москвы Сергей Андрейкин. По планам список улиц, на которых нельзя будет просто так оставить автомобиль, дополнят некоторые участки Ленинского проспекта и места рядом со станциями по Рижскому и Савёловскому железнодорожным направлениям.

Напомним, что ещё в октябре этого года Максим Ликсутов, глава Департамента транспорта столицы, подписал приказ о расширении зоны платной парковки с 25 декабря. В планы поглощения бесплатного дорожного пространства попали 454 улицы и 17 районов: Аэропорт, Басманный, Беговой, Даниловский, Донской, Замоскворечье, Красносельский, Лефортово, Марьина Роща, Мещанский, Савёловский, Таганский, Тверской, Хамовники, Хорошевский, Южнопортовый, Якиманка. Стоимость часа стоянки на этих территориях составит 40 руб. за час. Стоимость месячного парковочного абонемента составит 8 тыс. руб., а покупка «аусвайса» на год может серьёзно нанести удар по кошельку – 80 тыс. рублей!

По словам С. Андрейкина, выход платной стоянки за пределы ТТК обусловлен необходимостью: слишком много бизнес-центров и торговых центров, вокруг которых сложилась весьма сложная дорожная обстановка. При этом загонять весь город в ярмо монетезированной идеи по наведению порядка со стоянками власти не планируют. Впрочем, ещё в конце августа руководство ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» утверждало, что точных планов по присоединению новых улиц с 25 декабря между Бульварным кольцом и ТТК пока нет. Тем более что присоединять новые территории будут только после детального анализа и исключительно точечно. Но, как часто это бывает, слова разошлись с делом, и теперь почти 90% улиц между Бульварным кольцом и ТТК обзаведутся платными стоянками. И не факт, что в будущем у москвичей не отнимут возможность бесплатно парковаться за пределами ТТК. В конце концов, Москва – это одна сплошная сложная транспортная ситуация, а значит, регулировать её можно где угодно, было бы желание.

Поэтому у простого обывателя возникают вполне обоснованные подозрения, что проект платной парковки – очередная доходная статья в бюджете города.На этой идее уже удалось заработать с 1 ноября 2012 года больше 1,9 млрд. рублей! Такие данные представлены официально на сайте «Московского паркинга» (parking.mos.ru). При этом очевидного улучшения в дорожной обстановке нет, как и в благоустройстве города, если не вспоминать гранитные вазоны за миллионы рублей. Логично, что после этого различные активисты пытаются проводить целые марши не согласных с такой политикой департамента транспорта. Так, например, 16 ноября в столице более сотни автомобилистов на своих машинах двигались и сигналили по внутренней стороне ТТК. Таким образом выражали своё недовольство и протестовали против дальнейшего расширения зоны платной парковки и платной эвакуации.

Одними платными парковками город от транспортного коллапса не спасти. Даже если проводить взвешенную и аккуратную политику с взиманием платы за стоянку. Сегодня на один списочный автомобиль в Москве приходится не больше 30 кв. м асфальта (это и проспекты, шоссе, улицы, переулки). Поэтому без фискальных, регуляторных и планировочных мер по ограничению мобильности транспорта попросту не обойтись, независимо от воли экспертов и начальников. Это объективная реальность.

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, на сегодняшний день мы даже не отладили элементарную фискальную меру – платную парковку. Процесс доведения её до ума, судя по опыту других городов, будет занимать ещё много лет. Необходимо вводить сложную дифференцированную систему – делать стоянку где-то дороже, где-то дешевле. Продумать длительность отдельно взятого парковочного сеанса. И это не говоря уже о других тонких вещах.

Учитывая неоднозначную политику в области платных парковок достаточно сложно реагировать даже на теоретическое желание власти начинать собирать деньги с населения за простой въезд в центр города и пересечение этой невидимой границы. Идеи такие звучат, и уже мэр города Сергей Собянин поддерживает их. Теоретически первой зоной с платным въездом может стать Москва-Сити.

«Платный въезд – мера очень хорошая и полезная, но невероятно сложная в администрировании. Здесь очень много подводных камней в техническом, юридическом и даже социально-психологическом плане. Поэтому, как всегда, необходимо сначала запустить пилотный проект на небольшой территории, тот же Москва-Сити. Нельзя же поставить шлагбаум посреди дороги и собирать с людей плату за проезд. Нужна техника, которая будет считывать номера и составлять счета. Необходимо продумать, сколько должно быть камер и где они будут стоять. Например, в зоне платного въезда в Лондоне, на территории меньшей, чем наше Бульварное кольцо, расположено 700 камер! При этом ещё около двухсот установлено на специальных автомобилях. Необходимо ещё собрать фискальные адреса, куда будут приходить счета. Так что процесс непростой», – поделился своим мнением М. Блинкин.

Кроме того, есть иногородние водители, которых тоже будет не просто вычислить. Так, в Стокгольме вообще отказались взимать плату с жителей других городов. А сколько автомобилей в столице передвигаются с иногородними номерами? Поэтому существует масса проблем в организации платного въезда, и остаётся только надеяться, что этот вопрос городское руководство будет решать мудро.

Однако верится в такое с трудом. Порой кажется, что желание заработать деньги из воздуха у нашего чиновника в крови. К сожалению, пример с расширением платной парковки в некоторой степени это подтверждает. Поэтому большой вопрос – власть шаг за шагом пытается наладить транспортную ситуацию в городе или же просто шаг за шагом лезет всё глубже в карман обывателя?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram