Аргументы Недели → Город М № 41(433) от 30.10.2014

Магазины подземелья

, 18:37

В скором времени москвичи смогут узнавать всё о продовольственных магазинах шаговой доступности в своём районе через Интернет. Задумка пришла к столичным властям после того, как стало известно, что в 280 районах не хватает торговых точек. Власти предлагают осваивать новые места – строить магазины в подземных переходах.

Весной этого года Департамент торговли и услуг в электронной системе «Активный гражданин» провёл опрос «Торговые объекты на улицах Москвы». В нём приняли участие более 50 тыс. москвичей. По результатам голосования свыше 80% высказались за необходимость развивать сеть магазинов шаговой доступности.

В Москве на каждую тысячу жителей сегодня приходится 828 кв. метров торговых площадей. С каждым годом это количество увеличивается. В городе реализуется программа «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012–2016 гг.». Всего в столице насчитывается 20 400 предприятий розничной торговли.

В списке новых объектов больше всего крупных сетевых магазинов и торговых комплексов. Так, за первое полугодие в городе было введено в эксплуатацию 848 предприятий торговой площадью 246 800 кв. метров. Новых сетевых магазинов за этот период открылось 158. «Крупные магазины требуют больших площадей. Среди плотной жилой застройки возводить их довольно сложно. Решением проблемы могут быть точки на первых этажах жилых зданий», – считает юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов.

Открыть свой бизнес

«Появлению частных магазинов сильно противостоят законодательная система и исполнительная власть. Одни чиновники идеологически не приемлют малое предпринимательство, другие – аффилированы «сетевиками». Если начать разбираться, обнаружится, что большинство сетевых супермаркетов принадлежат чиновникам. Этот бизнес с точки зрения организованной коррупции выгоднее, чем неорганизованное частное предприятие», – комментирует председатель общероссийского движения «Развитие предпринимательства» Иван Грачёв.

Начальные вложения в открытие небольшой торговой точки составляют от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Мало того, ещё и с дорогой арендой нужно справляться. В центре Москвы 1 кв. метр стоит 1200 – 2500 тыс. долларов. В спальных районах – 350. Предприниматели начинают работать там, где гарантированно получат выгоду. Закон бизнеса таков: получать доход и снова инвестировать средства.

«Если вблизи бизнес-центра или в элитном квартале строить магазин с бюджетными ценами, то вряд ли он будет рентабелен, – говорит Олег Фролов. – Жильцы районов, где есть трудности с продовольственными магазинами, могут обратиться в префектуру округа. Там, возможно, привлекут предпринимателей. Конечно, из-за двух-трёх бабушек строить новый магазин, где живёт в основном средний класс, никто не будет. Он не оправдает себя и вскоре закроется. А город у нас не может давать дотации на его содержание. Поэтому чем больше будет заинтересованных лиц, тем лучше».

«Раньше было множество рынков и лавок, проблем с нехваткой магазинов не существовало, – говорит Иван Грачёв. –Но власти не уберегли малые предприятия. Так, жертвою пали магазины шаговой доступности».

«А ведь малый бизнес не только сам зарабатывал деньги, но и предоставлял людям рабочие места, сбивал цены на продукты первой необходимости, на продовольственные товары. Сегодня всё отдано монополии, которая сама устанавливает цены. Это преступная политика, особенно сейчас, ввиду нынешнего роста цен. Необходима конкуренция, которая является лучшим средством против их роста», – считает политик Сергей Митрохин.

Новые форматы торговли

Власти предлагают развивать новые форматы торговли. Они планируют строить магазины в подземных переходах. Там большая проходимость, а значит, должен быть и спрос. Здесь с трудностями могут столкнуться люди с ограниченными возможностями: частые подъёмы и спуски по лестницам им нелегки. Первая такая точка появится на Садовом кольце недалеко от Курского вокзала…

Не исключено, что власти создадут специальное учреждение, которое займётся закупкой излишков продукции у областных фермеров и совхозов. Этот товар пойдёт на ярмарки выходного дня и в столы заказов при центрах социального обеспечения. Однако неясно, как будут сдерживаться цены.

«Эта идея противоречит самому главному принципу, который лежит в основе рынка – цена устанавливается в результате торга между продавцом и покупателем, – комментирует депутат Госдумы, профессор бизнес-школы МГУ Валерий Зубов. –Но в данном случае между ними появится посредник. Получится так, что продавец установит цену, а покупателя ещё нет. И выйдет, что первый всегда будет завышать цену, а второй потребует снижать. Вся эта идея быстро заглохнет. Вся идеология социализма была построена на том, что цены регулировало государство. Оно покупало продукты у крестьян, а потом пыталось через магазины продавать по установленным ценам. И все мы знаем, что из этого вышло…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram